Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина 12 страница





Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать за­падноевропейские приемы живописи. Кроме того, по примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Здесь тон задавал сам патриарх. Русские рукописные и печатные богослужеб­ные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхожде­ние с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нару­шали традиции (веру отцов и их предков).

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Активным противником Никона и одним из основоположников старооб­рядческого движения становится протопоп Аввакум — одна из наиболее яр­ких личностей в русской истории. Человек огромной силы духа, в полной мере проявившейся во время его гонений, он с детства приучался к аскетизму и умерщвлению плоти. Отвращение от мира и стремление к святости он счи­тал настолько естественным для человека, что не смог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских потех и отступлений от обычаев церкви. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстра­нен из-за незнания греческого языка.

Приверженцы старой веры — старообрядцы — спасали и прятали «непра­вильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общи­ны, основывали в глуши скиты. Не признававший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и не повесил всех мятежников (из 600 человек в живых осталось 50).

Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый при­ход конца света, потому что в Россию явился Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики — защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо.

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догма­те (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиций русской культуры. Тут были князья и бояре, такие как боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей: горожан, стрельцов, крестьян, ви­девших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Священный собор 1666—1667 гг. предал раскольников проклятию за не­покорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Предводители старообрядчества Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустоозерск, в низовье Печоры, и провели 14 лет в земляной тюрь­ме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвер­гали себя «огненному крещению» — самосожжению.

Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси.

В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патри­архов — константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресен­ском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра).

Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социаль­ным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к цент­рализации и определенной унификации церковной жизни, но и повлек за со­бой существенные социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной вла­стью и значительной частью общества. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.

Кроме того, церковный раскол, ослабивший церковь в XVII в., послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви государственной влас­ти, превращения ее в идеологический придаток абсолютизма.

Глава 8. РУССКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII в.

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном разви­тии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в.

XVIII в. в России по праву считают временем переворота, перелома. Те подводные течения, которые в XVII в. только лишь подмывали устои Мос­ковского царства, теперь их опрокинули. Это не была революция: и обще­ственный строй, и форма правления остались прежними. Но изменилось не­что гораздо более важное. Иными стали тип культуры, язык и мышление, по­явился невиданный ранее уклад жизни. Новизна была во всем: новые календарь и алфавит, одежда, утварь, жилище и обычаи, армия и флот, госу­дарственные учреждения и сельскохозяйственные культуры, школы и обуче­ние, промыслы и ремесла, идеалы и ценности. Посеянное в предшествующее столетие дает плоды: построенный первый русский корабль XVII в. «Орел» в следующем веке приводит к созданию флота, полки иноземного строя оборачиваются регулярной армией, полтора десятка мануфактур — сотней петровских заводов, Славяно-греко-латинская академия — университетом... (С. В. Бушуев).

Историю России XVIII в. открывает Петровский период. Границы этого столетия как исторического периода не вполне совпадают с его хронологи­ческими рамками. С этой точки зрения XVIII в. начался несколькими годами раньше своего «календарного начала», а закончился годом позже. Петр стал самостоятельно править с 1689 г., а в 90-е гг. мы видим уже и первые преобра­зования — это начало века. А вот его конец: гибель императора Павла I в по­следнем в истории России дворцовом перевороте 1801 г. Вообще же, как от­мечает современный историк А. Б. Каменский в книге «Под сенью Екатери­ны», «хронология XVIII в. в России отличается необычайной стройностью. Уже дата смерти Петра Великого — 1725 г. — четко отделяет первую четверть века от второй. Следующие 15 лет — не треть, не четверть, не начало и не ко­нец, а потому просто «время дворцовых переворотов» — время Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны и младенца Ивана Антоновича. Затем начинается продолжительная «середина»: почти десять лет до 1750 г. и почти десять лет после правления Елизаветы Петровны. И наконец, с 1762 г. — вторая полови­на, 33 с лишним года царствования Екатерины Второй. Последующие пять лет Павла I — это уже «самый настоящий конец XVIII в.».

Реформы, начатые Петром I и продолженные его преемниками, касались в основном техники, культуры и быта. Они не меняли существующего обще­ственного строя. Новые идеи и учреждения приходили в дисбаланс с полуна­туральным хозяйством и крепостным правом, феодальными отношениями в деревне. Петровские преобразования требовали своего логического завер­шения: отмены крепостного права, наделения крестьян землей. Но в XVIII в.

это было невозможно: крепостное сельское хозяйство еще вполне удовлетво­ряло своей производительностью помещиков, крепостные и казейные ману­фактуры давали необходимое стране количество ткани и металла.

Противоречие между «просвещением» и «рабством» рождало и столь ха­рактерный для XVIII в. антагонизм между высшими классами и простым на­родом. И дело тут не столько в социальных противоречиях, которые, конечно, тоже сыграли свою роль, сколько в противоречии между Петербургом и про­винцией, европейскими обычаями и традициями господ и домостроевской жизнью их крестьян.

Можно сказать, что XVIII в. стал веком раскола, гораздо более глубокого и всеобъемлющего, чем знаменитый раскол церкви XVII в. Теперь расколотым оказалось все общество.

Тем не менее XVIII в. можно назвать юностью Новой России, с ее первы­ми победами и поражениями. Это истоки нашей современной культуры и ци­вилизации.

8.1. Рождение империи: время Петра Великого (конец XVII—первая четверть XVIII в.)

• Истоки и сущность преобразований Петра I

• Реформы первой четверти XVIII в.

• Внешняя политика Петра I

• Значение и цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи

Истоки и сущность преобразований Петра I. В XVII в. в результате дея­тельности первых представителей династии Романовых был преодолен со­циально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия намети­лась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Исследователь В. Н. Роденков важнейшими из них называет следующие:

• тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельно­сти Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

• оформление общегосударственного законодательства (Соборное уло­жение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, допол­няющих Уложение);

• активизация внешней политики и дипломатической деятельности Рос­сийского государства;

• реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание пол­ков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в пол­ки, распределение военных корпусов по округам;

• реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

• переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с ис­пользованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

• развитие внутренней и внешней торговли (принятие Уставной тамо­женной грамоты 1653 г., Новоторгового устава 1667 г.);

• размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;

• появление национально-консервативного и западнического течений.

Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноев­ропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная сис­тема Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.

Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-преж­нему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими держа­вами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европей­ский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных цен­ностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приоб­рела бы действительно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг ев­ропейских держав (И. Н. Ионов).

На исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

По мнению С. В. Бушуева, Петр I «...действовал в том направлении, кото­рое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены са­мой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаим­ствованы из предшествующего периода — все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России. Имел ли царь стройный план ре­форм (что маловероятно) или представлял себе лишь смутный образ будуще­го состояния реформируемого государства, приобретающий краски и напол­няющийся лишь по мере движения вперед, — для нас сегодня не так важно. Важнее, что в личности Петра преобразователь и преобразования встрети­лись; царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводни­ком перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину...».

В исторической науке существуют различные точки зрения о времени на­чала преобразований.

• Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура (И. Н. Ионов).

• На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693—1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием

в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России (Г. И. Рябикова, Н. М. Усова).

• Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695—1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н. И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне. Этой же точки зрения придерживались С. М. Соловьев и Г. В. Вернадский.

• Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобра­зователя России, стало участие Петра в Великом посольстве 1697—1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иност­ранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада (С. Ф. Платонов, А. Г. Брикнер, И. Н. Ионов, J1. И. Семенникова и др.).

Таким образом, на формирование реформаторских взглядов Петра оказа­ли влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архан­гельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специа­листами. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал Я. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди рус­ских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В. И. Роденков, А. Б. Каменский).

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ве­дением Северной войны. Проводились в основном насильственными мето­дами и сопровождались активным вмешательством государства в дела эко­номики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, по­спешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутстви­ем кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на терри­торию противника, преобразования стали более планомерными. Шло даль­нейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осу­ществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном ре­формы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропей­ской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ве­дущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в во­енном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения ре­форм было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии

с новейшими специальными и философскими теориями того времени госу­дарство приобретало милитаристские черты.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной за­дачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, не­запланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного пе­реустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

С. Ф. Платонов обращал внимание на то, что изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в стройной хронологической последовательности представить их постепенный ход.

В целом процесс реформирования страны был связан с внешним факто­ром — необходимостью выхода России к морям и с внутренним — процессом модернизации страны.

Реформы первой четверти XVIII в. Изучение реформаторской деятельно­сти следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В. О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная рефор­ма — ее начальным моментом».

Основным содержанием военной реформы было создание регулярной рус­ской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рек­рутской повинности. Ранее существовавшие войска постепенно упраздня­лись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Ос­новной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады и диви­зии не имели постоянного состава. В военное время дивизия сводилась в ар­мию. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артил­лерии). Для управления вооруженными силами взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия введена должность главноко­мандующего (на военное время). Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддер­жания которой широко применялись телесные наказания. В армии и на фло­те введена иерархия чинов и званий. Артикул воинский (1715) определял воен­но-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация воору­женных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусло­вивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстен­сивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:

• Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке — грабли;

• вводились новые культуры — табак, виноград, тутовые и фруктовые де­ревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота — молоч­ные коровы и овцы-мериносы;

• предприняты первые попытки государственной охраны лесов.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма — поощ­рения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.

Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было созда­но около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопро­вождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением при­нудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, куплен­ных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошно­го) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства, способство­вали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремеслен­ники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от спе­циальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учени­ками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государ­ственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пень­ка, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых свя­зей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки — Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей — главного в это время вида транспорта. Велось активное строи­тельство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были на­чаты работы по сооружению канала Москва—Волга.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризо­валась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необ-

ходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, до­стигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

• специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискива­лись все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, кон­ская и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов;

• наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрут­ские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;

• немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и пони­жение содержания в ней серебра;

• поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы — введению подушной подати, заменившей подворное обложение. В результате таковой, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян. Во-вторых, податная реформа стала важ­ным этапом крепостного права в России, распространила его и на те слои на­селения, которые ранее были свободными («гулящие люди») либо могли об­рести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В-третьих, вво­дилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.

Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной мо­нархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и мест­ных органов.

Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императо­ром, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император все­российский, — записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Каби­нет — личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были при­ведены к присяге, текст которой написал Петр I.

В 1718—1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каж­дая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Коллегия ино­странных дел — внешними сношениями, Военная — сухопутными вооружен­ными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия — расходами государства, Вотчинная — дворянским земле­владением, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлурги-

ческой, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии суще­ствовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Корме того, дей­ствовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше на­чалась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708—1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Си­бирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50 (во главе сто­ял воевода). Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная ад­министративно-бюрократическая система управления, решающую роль в ко­торой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло чис­ло чиновников. Выросли и расходы на содержание управленческого аппара­та. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Церковь и ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую по­литическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолю­тизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать но­вого патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом не облеченный патриаршими пол­номочиями. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировав­шая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриар­шество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, за­ведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состоя­ло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они при­носили присягу. В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина), которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизито­ры». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству.

Социальная политика. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по кото­рому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ

знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал пере­давать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государ­ственной власти.

В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и воен­ные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так господствующий класс укреплялся за счет включения в его состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству.

В 1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в Рос­сии. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадель­ни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1114. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия