Западничество и славянофильство
Западники и с лавянофилы Славянофильство и западничество как направления возникли в 20—40-х гг. XIX в. формировались на единой основе, состоящей в поиске глобальных законов исторического развития, критически оценивали крепостничество и дистанцировались от власти. Однако они расходились в понимании исторического процесса, его целей, конкретных путей. Славянофилы стояли на почве религиозной философии, западники — разделяли основополагающие идеи западноевропейской рационалистической традиции. Западники (А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев, П.В. Анненков, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев и др.) сознательно выбирали для России европейскую модель развития. Они считали, что развитие России необходимо рассматривать в контексте развития общечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, где наиболее полно и успешно осуществляются принципы прогресса и свободы. Российская история, считали западники, — это история преодоления отсталости от европейского Запада, которая началась со времени Петра Великого. Задача России состоит в скорейшем изживании патриархальщины, косности и азиатчины, в частности общинности. Славянофилы (Л.С. Хомяков, братья И. В. и П.В. Киреевские, братья К. С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь и выступали за возврат к патриархальному состоянию, исключалось наличие общечеловеческого развития и признавалась самобытность жизни каждого народа или сообщества близких народов. Они считали, что преобразования Петра I нанесли удар по российской самобытности. У России, согласно славянофилам, собственный путь развития, не нуждающийся в интеграции в европейскую систему. Особый путь России предопределен коллективистским, а не индивидуалистским началом русского народа, его соборностью, общинным характером деревенской жизни, артельностью ремесленников, а также тем православием, которое выработал русский народ. Неприятие Европы - основа объединения славянофилов. По мнению славянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами. Славянофилы считали, что жизнь в России строится по «правде внутренней», тогда как у европейцев по «правде внешней», т.е. по нормам писаного права. В то же время отношение к Западу не у всех славянофилов было одинаковым. Во второй половины XIX в. славянофилы неожиданно отошли от ряда своих коренных взглядов, «возненавидели» европейский путь развития и обратились к идеалам Средневековья Русского государства. Почвенники-славянофилы исходили из патриархального строя жизни, руководствовались утопическими, оторванными от российской действительности представлениями и мало уделяли внимания социальному и экономическому развитию России, а западники недостаточно осознавали национально-государственные интересы и особенности народов России, без учета которых страна не может успешно модернизироваться. Концепция русского глобализма B.C. Соловьева В Соловьев развивал глобалистский подход в анализе понятия «русская идея», что позволяло ему избежать крайностей в своих суждениях. Стремился к познанию «русской идеи» в контексте трех «мировых идей», которые выделил Достоевский: «идея католицизма», «старого протестантизма» и «русская идея». Соловьев понимал, что идеи изоляционизма далеки от реальной истории России. Он говорил, что если бы новгородцы в IX в. придерживались антиевропейских или любых изоляционистских идей, то не было бы Российского государства. Если бы изоляционистские идеи разделял Владимир Киевский, то Русь не стала бы христианской. И если бы Петр Первый не проводил западнически ориентированых преобразований, то не было бы теперешней России и ее культуры.
2. У основоположников евразийства — Николая Сергеевича Трубецкого и Петра Николаевича Савицкого было немало последователей, разработчиков их идей. Но только в конце 60—70-х годах XX в. разрозненное течение евразийцев разных направлений получило новый мощный интеллектуальный толчок, сформировавшись в качественно иное течение — неоевразийство.
Второй фактор нестабильности — вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае «арабской весны», «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей» чреваты «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях». Третий фактор — расшатывание роли ООН — проявляется в попытках «регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия», «произвольном прочтении его резолюций», «реализации концепций, направленных на свержение законных режимов». Четвертый — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы «угрозы в информационном пространстве». Пятый фактор нестабильности — «тенденция на реидеологизацию международных отношений». В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные “оазисы спокойствия и безопасности. При этом России отводится “уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации”. В соответствии с этим Россия и будет строить свою внешнюю политику. У России должно быть несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики. Россия будет содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры” — явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого государство будет добиваться уважения прав и свобод человека, но с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства. А в Интернете — противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель — отстаивание “безальтернативности” ООН. Одним из главных инструментов внешней политики станет так называемая мягкая сила (методы невоенного и внеэкономического воздействия, основанные на информационных, гуманитарных, коммуникационных технологиях). С помощью этой силы Россия должна будет улучшить свой образ в глазах других государств. В частности, предполагается использовать потенциал многомиллионной российской диаспоры, проживающей за рубежом.
|