Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме
Общие черты полисной жизни и единые теоретические подходы к политико-правовым проблемам древнегреческих мыслителей этого периода. Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции. Политические взгляды Сократа. Сократ о формах правления и принципах разумного государственного управления. Своеобразное отношение Сократа к религии и богу. Особенности разграничения естественного права и писаного права в воззрениях Сократа. Отождествление справедливости и законности. Идея свободы у Сократа и её гарантии. Политические и государственно-правовые учения Платона. Проект идеальной организации общества в диалоге «Государство». Господство философов в идеальном государстве Платона. Классификация форм государства в понимании Платона. Критика демократии. Проект организации господствующего класса на началах военно-лагерной жизни. Государственное воспитание. Новый проект идеального государства в диалоге «Законы». Деление общества на классы. Организация власти и управления. Аристотель как основатель политической науки. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Происхождение и сущность государства. Классификация государств. Правильные и неправильные формы правления. Апология рабства и частной собственности. Учение об идеальном государственном строе Аристотеля.Аристотель о справедливости и праве. Право естественное и право условное (волеустановленного). Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). Учение Эпикура о государстве и праве. Происхождение и сущность государства, вопросы права в наследии Эпикура. Этические предпосылки правовой идеологии Эпикура. Учение Эпикура о свободе человека. Эпикурейская трактовка договорного характера государства и закона. Идея договорного характера справедливости. Стоицизм: основные представители и их учения (Зенон, Хрисипп, Клеандр). Фаталистическая концепция естественного права стоиков. Естественное право как универсальный, общемировой закон, государство как мировое сообщество. Сущность государства. Космополитизм Зенона и Хрисиппа. Критика полисной организации. Универсальный закон справедливости. Теория мирового государства и теория естественного права. Политико-правовая теория Полибия. Полибий о круговороте государственных форм в рамках замкнутого цикла. Понятие смешанной формы государства. Историческое значение греческой политико-правовой идеологии. Особое значение доктрины естественного права, договорного происхождения государства и различие форм государственного правления в последующей эволюции политико-правовой культуры человечества. Периодизация и основные направления политической и правовой мысли в Древнем Риме. Общая характеристика исторической обстановки в Риме II-I вв. до н. э. Кризис Римской республики и полисной системы; отражение новых явлений политической и социальной жизни в развитии теоретических представлений о праве и государстве. Политическая и правовая теория Цицерона. Цицерон о причинах возникновения, происхождении, сущности государства, его задачах и формах. Идея договорного происхождения государства. Теория цикличности форм правления. Смешанная форма государства – идеал Цицерона. Понятие республики в трудах Цицерона. Защита частной собственности и каждого гражданина как цель государства. Естественные и человеческие законы. Теория идеального гражданина и государственного деятеля. Справедливость и право. Природа как источник справедливости и права. Естественное право. Справедливость и общественное благо в теории Цицерона о гражданском обществе. Право и закон. Труд Цицерона «О законах». Цицерон об ограничении власти законом. Идея разделения писаного права на частное и публичное. Принципы международного права. Политико-правовые идеи римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Проблема происхождения и сущности права в стоицизме. Переход от мифологического к рациональному осмыслению действительности. Идея всеобщего равенства всех людей и всех сословий как творений Божьих. Идея духовной свободы людей в творчестве Сенеки. Человек как субъект права. Право и справедливость. Судьба как причина всех причин. Проблема рабства в учениях Сенеки и Эпиктета. Представления о равенстве Марка Аврелия. Римские юристы о сущности и системе права (Ульпиан, Гай, Павел, Папиниан, Модестин). Возникновение юриспруденции как самостоятельной науки. Разработка юридических оснований права человека на собственность. Идея права как воплощение справедливости. Соотношение права и закона. Правоприменительная и правотворческая деятельность римских юристов. Аналогия закона и толкование законов. Римские юристы об источниках права. Разделение права на частное и публичное. Естественное право, право народов и гражданское право. Понятие aequitas в римской юриспруденции. Влияние воззрений римских юристов на последующее развитие юридической мысли. Политические и правовые идеи раннего христианства: эволюция основных положений. Развитие христианства и преобразование его в государственную религию. Новый завет как источник политико-правовых идей христианства. Особенности теологического правосознания. Политико-правовые воззрения Аврелия Августина (Блаженного). Взгляды Августина Блаженного на соотношение церкви и государства. Учение о грехе и божьей благодати, о государстве земном и государстве божьем. Государство как следствие греховности людей. Право как воплощение божественной справедливости. Вечный закон и естественное право.
|