Студопедия — Мемориал об отношениях орденской Пруссии с Польшей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мемориал об отношениях орденской Пруссии с Польшей






 

Следующая памятная записка содержалась в рукописи государственного архива в Кёнигсберге, сейчас утерянной. Время составления падает на 1521-1525 гг., т.к. упомянуто заключение мирного договора и маркграф Альбрехт именуется правящим великим магистром.

 

Памятная записка об отношении Ордена к Польше.

Тевтонский орден прусских рыцарей берёт начало в сирийском городе Акко. Однако, в правление римского императора Фридриха II, когда сарацины уже взяли Птолемаиду, братья, уйдя оттуда, вернулись в Германию; это были благородные и весьма опытные в военном деле мужи, чей предводитель Герман фон Зальца1, став магистром императорского двора, поскольку угождал не только цезарю, но и римскому епископу, получил княжеские инсигнии от них обоих. Однако, чтобы не отупеть от безделья, они приходят к папе, к цезарю, просят в дар Пруссию, если смогут исторгнуть её у неверных, добиваются своего и, опираясь на папские и императорские грамоты, умоляют немецкий народ начать войну с пруссами. Более 53 лет они яростно сражаются и, наконец, надевают ярмо на побеждённых язычников. Они переходят в Ливонию, опустошают там всё вокруг и очень многих варваров привлекают к христианской религии. Могуществом, высокомерием, славой они становятся равны королям. Много раз вызываемые на бой поляками, они никогда не отказывались, и чем больше была опасность, тем большую отвагу они всегда проявляли. К пруссам с запада примыкали поморяне. Их князь Святополк, после того как избавил родную землю от польского ига, умер победителем и оставил сыновей – Мествина, Варцеслава, Самбория и Тибория, из которых двое последних вступили в Тевтонский орден и все отцовские владения, какие имели в Померании, передали ордену. Варцеслав был избран в герцоги в ходе борьбы с Мествином, но, вынужденный бежать в Пруссию из-за преследований брата, подарил ордену власть над своим уделом, который не смог удержать. Мествин, как говорят, обручился с монахиней, из-за чего по справедливому приговору Божьему не имел потомства и назначил наследником Пшемыслава, короля Чехии (которого называют Оттокаром). Пшемыслав, как мы читаем, отвоевал разваленное (Болеславом, сыном монаха) Польское королевство, был убит цезарем Рудольфом и оставил наследником обоих королевств Венцеслава II. Тот передал Померанию в виде жалованья Отто, маркграфу Бранденбургскому, магистру своего двора. С другой стороны Вальдемар, преемник Отто, получив 10 000 марок золота, уступил Померанию со всем наследством и правами братьям из Пруссии, передав вдобавок грамоты императора и самого короля Чехии. Всё же некие чужеземцы, которых в народе зовут панами, презрев должную присягу ордену, поддались бесчестному Локетку, изгнанному из Польши, который впоследствии был вновь призван из изгнания на королевский трон, и тот, долго и напрасно требуя Померанию, собрал поляков и стал нападать на Кульмскую землю, переданную ордену герцогом Мазовии. Магистр Лотарь2, урождённый герцог Брауншвейгский, поведя в бой своих братьев, разгромил польское войско и, прогнав в Польшу короля вместе с немногими, обратившими тыл людьми, преследовал его и силой отнял у него всю ту часть королевства, которую называют Куявией; он вернул её не ранее, пока по прошествии лет светлейшими королями Карлом Венгерским и Иоанном Чешским не было решено, что Куявия должна быть возвращена полякам, а Померанией и Кульмской землёй должны на основании вечного права владеть братья. Король Польши Казимир по прозвищу Великий подтвердил это, осуществив с магистром размежевание земель королевства и ордена и обещав в королевских грамотах и в присутствии Ярослава, примаса Гнезненского, и прочих прелатов, воевод, и очень многих кастелянов этого королевства, что ни он, ни его преемники ни в какое время не будут выступать против этого разграничения. После того как братья силой своего оружия вырвали из рук неверных Пруссию и Ливонию, купили их большой кровью, они объявляют войну литовцам и русским. В 1348 году после воплощения Слова магистр Генрих Дуземер3 разбил Кейстута, отца Витовта, великого князя Литовского, в его земле, убив Нармонда, русского короля, и многих других князей того и другого народов. Когда же Дуземер умер и ему наследовал Винрих4, муж такого же великолепия, Кейстута, князя Литвы, притащили в Пруссию и долгое время держали там в оковах; наконец, плохо охраняемый, он, полагаясь на помощь одного вероломного стража, бежал и вновь овладел [своим] государством. В 1370 году, полагая, что пришло время сокрушить пруссов и возвысить свою славу, он вторгся в Самбию и всюду огнём и мечом разорял попадавшиеся ему навстречу уезды братьев. За ним, как говорят, следовало сто тысяч варваров5. Но не столь гордым было его прибытие, сколь постыдным возвращение, ибо он был побеждён братьями на поле Рудау6 и бежал с огромными потерями среди своих людей. Брат этого Кейстута Ольгерд имел сына по имени Ягайло. Получив возможность, он пленил обессиленного и не имеющего сил сопротивляться дядю вместе с Витовтом и, отправив послов в Пруссию, из ссылки просил о мире и княжестве, ради получения которого обязался оставить идолов и всегда быть послушным магистру. Однако, когда умер Кейстут, который, как говорят, убил себя сам, Витовт, сбросив оковы, вместе с женой и детьми бежит в Пруссию, донимает магистра многими слезами, клянётся в верности, ввиду чего тот соизволил помочь ему и его людям, весьма любезно его принял и, тщательно наставив в католической вере, привёл к святому крещению. Перед ним, просвещённым, он открыл все замки своего ордена и велел почитать его не меньше, чем самого себя. О том же, сколь крепка литовская верность, дали знать Ягайло и Витовт вместе с их потомками. Через несколько лет, когда умер Людовик, король Польши, Вильгельм, князь Австрии, получил его дочь вместе с королевством. Но полякам был неугоден немецкий король, и они, призвав из Литвы Ягайло, о котором мы говорили, и прогнав Вильгельма, отдали новообращённому его супругу, напрасно сопротивлявшуюся. В то время как поляки совершают всё то, о чём было сказано, Витовт, предав прусские замки и многие обратив в пепел, ушёл в Польшу и присоединился к королю, от рук которого некогда бежал. Имея власть, они вновь требуют земли Померании и Кульмскую землю, о которых было сделано упоминание выше. Когда им было по праву отказано, они в 1410 году вторглись в Пруссию и начали войну против Ульриха7 тогдашнего магистра, и тот не отказал им в битве. Заранее заняв место, название которого было Танненберг8, он через фециалов посылает королю два меча; храбро и деятельно вступив с ним бой, он, перебив мечом несметное множество поляков, татар, литовцев и русских, наконец, вместе с 600 братьями, утомлённый, пал посреди горы трупов. Известно, что сильный отряд чехов, изгнанный пруссами (за гуситское нечестие), принёс этому королю удачу. В следующем же году, когда по всему ордену было собрано новое войско, поляки, вернув земли, о которых шёл спор, заключили с ним договор о вечном мире, обещав под присягой верно и честно, без лжи и коварства [его соблюдать] и никогда ни по чьему желанию, наущению и велению не затевать против ордена новые тяжбы, даже если против ордена собственной персоной выступит император. Этому согласию, скрепленному грамотами и печатями, добавил прочности священный Констанцский собор. Император Сигизмунд также придал ему силы, поручив под угрозой штрафа в 10 000 марок чистого серебра соблюдать грамоту вечного мира и всё, что содержится в этой грамоте, по сути и букве того, что следует ниже:

Мы, Сигизмунд, Божьей милостью римский император, король Венгрии и Чехии и пр., провозглашаем, одобряем, дружески заключаем, полагаем, объявляем и решаем, и в то же время посредством этого нашего третейского решения и дружественного установления в этих строках приговариваем, что уния вечного союзного договора, заключённого в Торне между королём Польши и герцогом Витовтом, с одной стороны, и магистром и орденом крестоносцев, с другой стороны, должна быть провозглашена при взаимном согласии названных сторон, уния, в коей чётко предусмотрено, что её не должны нарушать никакие разногласия, и мы желаем, решаем и поручаем, чтобы она была в силе вечно, даже если случится – чего не дай Бог! – что ей будет оказано противодействие одной из сторон, потому что мы не хотим, чтобы названное согласие было прекращено или нарушено в каком-то своём пункте, но оно должно вечно оставаться в силе. Мы также провозглашаем, приговариваем и пр., что пограничные пределы, рубежи или границы земель Померании, Кульмской земли, Михаловицкой и замка Нессау со всем, что к ним относится или прилегает, должны быть и оставаться в отношении ордена так, как это было установлено посредством соглашений, заключённых светлейшими правителями, Карлом, королём Венгрии, и Иоанном, королём Чехии, и посредством пожалований, дарений, отказных Казимира, прежнего короля Польши, и его преемников, а также по соглашению, заключённому в Торне, и по нашему решению, данному в Буде. Дано во Вратиславии в 1420 году.

И вновь это согласие, возобновлённое в Брестском соглашении под 1436 г., прикоснувшись к святыням, поклялся соблюдать, подтвердил и скрепил печатью Казимир, сын Ягайла, ставший вторым князем Литвы, третьим королём Польши, а то, каким образом он эту клятву сохранил, яснее ясного станет известно из нижеследующего. В 1454 году, когда должность магистра занял Людовик9, между орденом и подчинёнными городами возник спор. Их правители, связанные пагубным союзом, отказали братьям в повиновении. Николаю V и одновременно Фридриху III была подана жалоба, и те, рассмотрев дело и осудив союз, оба приказывают связанным этим союзом вернуться к повиновению братьям. Те, не без тяжкой ярости взявшись за оружие, нападают на замки братьев, грабят, разрушают, очень многих братьев бросают в оковы, сопротивляющихся убивают, и, прогнав оттуда остальных, признают своим государем Казимира, короля Польши. Тот, вступив с войском в провинцию, не только объявил братьям войну, но также вопреки клятве нарушил заключённый договор и начал сражаться. Приняв под свою власть земли Померании, Кульмскую землю и другие принадлежащие ордену, он попытался напасть на жителей Конитца, которые вместе с другими верными до сих пор подчинялись ордену. Но его вероломство не осталось безнаказанным. Тут же явился славный Рудольф, герцог и князь Заганский. Ведя войско великого магистра, он с 7000 атаковал короля, имевшего под рукой 30 000 поляков. Завязалась битва, и обе стороны сражались изо всех сил. Рудольф был сражён в столкновении, а король сброшен с коня; пали лучшие с обеих сторон. Наконец, когда победитель атаковал победителя, и места раненых заняли свежие силы, поляки, которые превосходили числом, но уступали доблестью, не выдержав натиска немцев, обратились в постыдное бегство. Король, поддержанный друзьями, едва вырвался из схватки. Рудольф, победив ценой своей жизни, оставил по себе вечную память, совершив достойное похвалы дело, когда со столь малым числом рыцарей победил, сокрушил, уничтожил столько тысяч врагов. Побеждённые поляки, хотя и получили достойную плату за своё деяние, всё же, придя в себя, не возвратили чужое, но, тревожа орден целых 14 лет и, наконец, вопреки всякому божескому и человеческому праву лишив его привилегий и собственности, пытались подчинить его новым весьма пагубным законам; в то время как сиятельный Альберт10, нынешний магистр, отказался исполнять их, как дурные, вынеся это на суд римского понтифика и императора, Сигизмунд, король Польши, вернувшись к отцовскому образу действий, в 1520 году вновь во главе вражеского войска напал на Пруссию, ведя отважных рыцарей не иначе, как если бы шёл для воровства. Но Альберт, славный прусский магистр, встретил их осадными и метательными машинами и учинил по отдельным местам такой разгром, что все устья дорог заполнил трупами поляков, и вернулся к миру с врагом не ранее (хотя его трижды просили об этом дружественные князья), пока не опустошил вражеские поля, учинив месть за безрассудную ссору. Наконец, было решено положиться на цезаря, чтобы тот выслушал, рассмотрел всё это дело и вынес приговор вместе с надёжными князьями.

Первыми вождями этого славного ордена были немцы, и никого не принимали в него, если он не был немцем благородного рода и не был готов сражаться за веру Христову. Поверх приличествующей одежды они носили белый плащ, сагум или пышное покрывало, отмеченные чёрным крестом. Вместо канонических часов они повторяют молитву Господню, за исключением священников, которые совершают богослужения по собственному обряду и имеют митрополию в Риге, ливонском городе, чей примас обязан носить орденское одеяние наряду со многими другими церковными прелатами и подчиняться в земных делах магистру. Далее магистры Ливонии и Германии оказывают послушание великому магистру Пруссии. Прусский же магистр должен по крайней мере подчиняться римскому епископу и императору. Велик орден и нет ему равных! Кто, говорю я, в состоянии точно исчислить славных герцогов, графов, баронов и деятельнейших рыцарей, которые знатностью рода, чистотой нравов и жизни, а также славными подвигами, совершёнными устами и рукой, сделали свой орден знаменитым и чрезвычайно блистательным. Но до нашего сведения дошли: Фридрих11, герцог Саксонии, чьё имя по праву следует указать одним из первых, который, заняв должность магистра, не без величайшей славы, справедливости и мира исполнял её целых 12 лет и, наконец, отойдя в царствие небесное, занял место упокоения рядом со своими предками. С ним может соперничать Альберт, происходивший из знаменитого и славного рода маркграфов Бранденбурга, потомок Фридриха, племянник Альберта (который за величие совершённых подвигов был назван немецким Ахиллом), князь исключительной мудрости, величия души, замечательный добротой и щедростью, которого изумительно возвышают не только рыцарские навыки и императорские достоинства, но и сама знатность рода, величие тела, красноречие и сила делает знаменитым. Близок к ним и [точно также] знаменит Эрих, родом герцог Брауншвейгский, потомок цезарей Оттонов, славное украшение ордена, у которого, казалось, ни в чём не было недостатка для полноты славы. Ни в коем случае не должен быть пропущен и Вильгельм, граф Монферрато, почтенный и украшенный многими достоинствами муж, достойный величайшей похвалы, который некогда был выдвинут в магистры за свои исключительные заслуги, когда он был великим сенешалем ордена, но, став генералом, принёс отечеству больше пользы; он был автором того совета, когда империи требовался князь. Среди священников достойным славы был господин Иов, епископ Помезании; он был высокого роста, изысканной наружности, славен замечательным красноречием и неутомим в исполнении посольств и прочих трудов своего ордена, словно второй Иов. Умолчу о господине Квирине Шлигке, умолчу о баронах фон Хайдек, соратниках великого магистра, а также о прочих, в ком ярко блистает благородство рода, стройность тела, приятность лица, в ком сияет также храбрость и величие души, мудрость, изысканность жизни и нравов. Ливонией же правил непобедимейший Вальтер, родом вестфалец, муж правого ума, высокой души, на боку которого, как уверяют, всегда висел меч, который уже в наше время в страшной битве одолел русских схизматиков, которых называют московитами, и, причинив великий ущерб, ограбил лагерь, при покровительстве великого и превосходного Бога, чья сила – во всём во веки веков.

Из другого о том же.

Орден госпиталя тевтонского дома в Иерусалиме, замечательное украшение, а также пополнение всего христианского мира, был впервые учреждён во славу всемогущего Бога и Его непорочной матери Марии усердием святых, по совету, при помощи и содействии многих светлейших и сиятельнейших князей, королей, герцогов, графов, баронов и других знатных мужей. В этот орден, подражая рвению счастливых Маккавеев, вступили многие замечательного благородства мужи, которые, будучи готовы даже умереть за учение евангельской истины, по своим природным качествам жертвовали свои жизни и, чтобы обеспечить спокойствие всем прочим верующим во Христа, отвергнув губительный покой и плотские соблазны, предприняли ради своих братьев справедливые и благочестивые войны против внешних врагов. В это время Польская земля (которая уже не была королевством, а была разделена на провинции), тревожимая идолопоклонниками пруссами разными битвами и сражениями, искала спасения в смирении, и, словно доведённая до гибели, пребывая в печали, оплакивала ежедневные потери; славные воины, увещеваемые герцогами Мазовии и Куявии, вновь привели её в спасительную гавань и к благополучию, и не только позволили наслаждаться безопасным и мирным положением, но и преступных пруссов, приведённых, наконец, к истинному миру после многочисленных вооружённых конфликтов, благополучно привели к святейшей римской церкви. Не было недостатка в тех, которые протянули руку помощи воинам Христовым. Какую-то помощь оказали французы, какую-то англичане, какую-то шотландцы, какую-то испанцы, датчане, какую-то немцы. В те дни ни одна сторона верующих во Христа не пребывала в праздности; все народы, подчинённые римской церкви, стремились оказать помощь и, особенно, было видно, как ради её поддержания сражались могущественные и благородные мужи, щедро проливая собственную кровь, те, чьими благочестивыми трудами и усилиями этот священный орден расцвёл и, по капле орошаемый милостью Святого Духа, словно новое насаждение, разросся благодаря плодоносному семени Бога Саваофа в отборный виноградник, а Пруссия, после того как варвары были выбиты чужеземцами и она впустила миролюбивых поселенцев, сделалась оплотом христианской религии и прочной стеной нашей веры, а впоследствии на многие годы была приличным госпиталем и весьма подходящим домом рыцарского войска благородных и славных мужей, желающих сражаться за правду, благочестие и веру, в котором храбрейшие мужи искали и блистательно обретали отличительные знаки своей бодрости, словно в месте, более достойном, чем многие другие. Мы читаем про Оттокара, могущественного короля Чехии, ставшего соратником братьев и некогда совершившего в этой земле множество подвигов; Леопольда, герцога Австрии, ставшего здесь украшением рыцарства; про Отто, герцога Брауншвейгского, маркграфов Мейсенского и Бранденбургского, и обо всех, кто был из благородных мужей в Германии, стяжавших себе там великую славу. Вспомогательные рыцарские отряды из Франции, Англии, Дании, Испании, Паннонии и Германии также сидели здесь за столом чести. Но поляки не могли без досады видеть орден процветающим, с неудовольствием переносили благополучие тех, при помощи которых им самим некогда было возвращено благополучие; убеждая святейших отцов лживыми софизмами, они приказывают им убрать в ножны вынутые против неверных мечи и ослабить руки, готовые к битве. Наконец, они не переносят, что в покое живут те, благодаря которым они сами некогда обрели покой, подражая образу действий неблагодарных, которые после получения благодеяний забывают о них и ненавидят тех, усилиями которых они стали счастливы, и жестоко преследуют их. Пусть позаботятся те, кто называют себя именем Христа, Бога нашего, чтобы столь славный орден, который руками святых отцов (как было сказано выше), трудами и потом столь светлейших и сиятельнейших князей, королей, герцогов, графов, баронов и знатных мужей, посредством обильного пролития крови был доведён до состояния своего расцвета, не дай Бог, не подвергся гибели в это смутное время. Пусть те, кого это касается, особо остерегаются, как бы знатная прусская провинция, которая, видимо, подчиняется по крайней мере римскому престолу, империи или королевству, совершенно не перешла во власть чужеземцев. Ибо это – то отечество, тот орден, который, как известно, столько лет вёл множество благочестивых войн ради славы имени Христова, который в частых победах сдержал стольких врагов распятия по левую руку всевышнего и сломил силу тех, которые бахвалились в своём могуществе. Ради овладения страной, ради упрочения веры ему случалось нанимать столько храбрых новобранцев, и подвергаться различным смертельным опасностям, и святые отцы, римские епископы превозносили его похвалами и бесчисленными привилегиями, и Священная Римская империя милостиво оберегала его под крылом своего покровительства до нынешних времён.

 

1 Герман фон Зальца (ум. 1239 г. 20 марта) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1210-1239 гг.

2 Лотарь или Лютер Брауншвейгский (ум. 1335 г. 18 апреля) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1331 – 1335 гг.

3 Генрих Дуземер (ум. 1353 г.) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1345-1351 гг.

4 Винрих фон Книпроде (ум. 1382 г. 24 июня) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1351-1382 гг.

5 Откуда происходит сообщение о 100 000 варваров, неизвестно.

6. Битва при Рудау произошла 17 февраля 1370 г. – Рудау – ныне Мельниково (Зеленоградский район, Калининградской обл.).

7 Ульрих фон Юнгинген (ум. 1410 г. 15 июля) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1407-1410 гг.

8 Битва при Грюнвальде произошла 15 июля 1410 г.

9 Людовик фон Эрлихсхаузен (ум. 1467 г. 4 апреля) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1450-1467 гг.

10 Альбрехт Бранденбургский (р. 1490 г. 17 мая. ум. 1568 г. 20 марта) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1510-1525 гг.

11 Фридрих фон Веттин (р. 1473 г. 26 октября ум. 1510 г. 14 декабря) – верховный магистр Тевтонского ордена в 1498-1510 гг.

 

Договор вице-магистра Тевтонского ордена Бурхарда фон Хорнхаузена с Даниилом Галицким и Земовитом Мазовецким (1254 г.)

 

В 1253 г. тевтонские рыцари начали завоевание прусского племени ятвягов. Ятвяги занимали земли на польско-русском пограничье. При этом, польские хроники и русские летописи содержат значительный фактический материал о походах (нередко совместных) польских (мазовецких) и русских (галицких) князей против ятвягов. После вторжения в начале 30-х гг. XIII в. в Пруссию тевтонских рыцарей «ятвяжский вопрос» еще более обостряется, т.к. отныне в походах против ятвягов участвуют и крестоносцы.

Тевтонский орден попытался использовать конфликтную ситуацию в своих интересах. По-видимому, для тевтонских рыцарей наибольшую опасность представлял Казимир Куявский, судя по тому, что в конце 1254 г. в Рачонже Мазовецком (городе польского епископа) был заключен договор с Даниилом Галицким и его зятем Земовитом Мазовецким, согласно которому Орден в лице прусского вице-магистра Бурхарда фон Хорнхаузена (магистр в 1254-1256 гг.) уступал им треть завоеванных ими земель, за что князья обязались оказывать военную помощь Ордену. Впрочем, договор вскоре (не позднее 1257 г.) был расторгнут.

 

Во имя Господа нашего Иисуса Христа Аминь. Брат Бурхард фон Хорнхаузен1, вице-магистр братьев дома Тевтонского в Пруссии, [всем христианам], которые узрят написанное здесь, как ныне живущим, так и грядущим, [желает] вечного спасения во Господе. Да будет известно всем вам, что мы, по совету и с согласия братьев наших, великому мужу, Даниилу, первому королю рутенов2, и светлейшему князю Самовиту, князю Мазовецкому3, и их детям третью часть [земли Ятвяжской], которую предстоит подчинить имени Христа, со всеми правами и властью мирской жалуем в вечное владение. За это всякий раз, как нам потребуется [помощь] против этого варварского народа и любого другого, воюющего против веры христианской, они предоставят нам свою помощь и услуги. Если же по какой-то причине они, не дай Бог, не смогут этого сделать, будь то нехватка или отсутствие воинской силы, то пусть пополнят ее своими людьми, а если потребуется, примут и личное участие. И поскольку сеятель раздора4 не терпит согласия людского, подстрекая к тому, чтобы погибли плоды согласия и возникла ненависть между людьми, то, чтобы достичь вечного согласия между нами, мы договорились с упомянутыми нобилями таким образом, чтобы они не только помогали нам против упомянутых язычников, врагов имени Христа, но и против кого бы то ни было, любого занятия и положения, согласно вышеозначенному оказывали всяческую помощь. А мы в свою очередь вышепоименованным нобилям окажем помощь против тех, в борьбе с кем они помогают нам, до тех пор, пока не принадлежащее им или силой отнятое не вернут или не пойдут на дружеское примирение. И мы со своей стороны не будем вступать ни в какие соглашения с захватчиками, пока не будет выполнено все предлежащее. Добавим также, что, если вышеупомянутым нобилям будет грозить война5 и если кое-кто из наших людей перейдет к ним, чтобы получать плату за службу, мы не будем им препятствовать, но не позволим, чтобы они вернулись к нам, пока не окончится начатая война; и мы снимаем с них все обвинения, которые могут быть возбуждены против них в связи с этой войной. Если же кто-либо нарушит упомянутое соглашение или договор, то будет лишен всех означенных прав. А чтобы это вечно соблюдалось всеми и каждым, настоящую грамоту мы скрепили печатью достопочтенного отца нашего Андрея, епископа Плоцкой церкви, и нашей, и вышеупомянутых князей. Писано в Рачонже6 в год благодати тысяча двести пятьдесят четвертый. Восьмые Календы...

 

1 Бурхард фон Хорнхаузен – впервые упоминается в связи с завоеванием Пруссии в 1252 г. В 1254 г. был комтуром Самбии. В 1255-1256 гг. – магистр Пруссии. В 1257-1260 гг. – магистр Ливонии. Погиб в походе на Литву в битве при Дурбе (1260 г.).

2 Королю рутенов – рутены – русские. Даниил Галицкий был коронован в Дрогичине в 1253 г.

3 Самовиту, князю Мазовецкому – Земовит, князь Черский и Мазовецкий в 1245-1262 гг.

4 Сеятель раздора – обычная метафора дьявола.

5 «Если... будет грозить война» – имеется в виду усобица между Казимиром и Земовитом. Орден спешил заключить союз с Казимиром, через земли которого пролегал путь крестоносцев.

6 В Рачонже – Рачонж – город епископа Плоцкого.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия