Реформистское движение и чартизм
Как известно, роль парламента в судьбах Англии и ее народа была исключительно важной. Однако лишь небольшая часть населения страны (а оно к 1815 г. достигло почти 20 млн. человек) могла попасть в парламент. Напомним, что английская система выборов давала особые привилегии землевладельцам и «старой» буржуазии, т. е. торговцам и банкирам. А «новая» промышленная буржуазия была фактически отстранена от управления делами государства. Это положение давно не соответствовало той роли, которую она играла в жизни общества.
Ликвидация «гнилых местечек». Карикатура
Поэтому в стране развернулось движение за пересмотр избирательной системы, за парламентскую реформу. Его лидеров (а порой и вообще всех участников движения) называли «реформистами». Они устраивали собрания, митинги, массовые шествия, вели широкую агитацию за преобразование системы выборов. Первым итогом этой борьбы стало принятие парламентом в 1832 г. закона о реформе, который лишь частично удовлетворил требования ее сторонников. Было ликвидировано 56 «гнилых местечек», а еще для 30 количество депутатов урезали с двух до одного. Освободившиеся места были переданы новым промышленным центрам. Общее число избирателей возросло с 450 до 670 тыс. человек. Но рабочие и мелкая буржуазия так и остались лишены избирательного права из-за имущественных ограничений. Борьба за реформу продолжалась и постепенно приобрела общенациональный характер. Ее возглавил столяр Уильям Ловетт. Он и его сторонники в 1838 г. опубликовали программу из шести требований. Основные из них призывали ввести всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года, и отменить имущественный ценз при выборах в парламент. Эта программа, ставшая крайне популярной в народе, получила название Народной хартии. Собрав под хартией 1,28 млн. подписей, чартисты в июле 1839 г. передали ее в палату общин. Парламентарии отклонили хартию. Но чартисты не сдавались: к маю 1842 г. они собрали уже 3,3 млн. подписей. Этот гигантский свиток несли по лондонским улицам 16 человек. В двери парламента он не проходил, и пришлось резать свиток на части. Но палата общин вновь отвергла хартию. Рабочие ответили на это массовыми стачками. Чартисты раскололись на сторонников применения «моральной» и «физической» силы. Но, к счастью, призывы к насильственным действиям не получили широкой поддержки в Англии. В июле 1848 г. парламент в третий раз отклонил петицию чартистов. На этом чартистское движение, основной силой которого были рабочие, фактически завершилось.
Почему парламент, частично удовлетворив в 1832 г. требования реформистов, затем трижды отклонял петиции чартистов? Была ли принципиальная разница в претензиях реформистов и чартистов?
|