Развитие общественной мысли в Англии
В ходе промышленного переворота обнажились новые социальные проблемы. Значительно увеличилось число рабочих и сразу же обозначились их особые интересы. Главные из них сводились к улучшению своего материального положения и к реальному участию в общественно-политической жизни страны. Последнее проявилось в активнейшем участии рабочих в чартистском движении.
Школа танцев при фабрике Р. Оуэна в Нью-Лэнарке
Эти и другие проблемы рабочих (например, проблему их отношений с предпринимателями) пытались решить не только политики, экономисты, общественные деятели, но и философы-мыслители, в частности утопические социалисты. Учения, в которых пропагандировалась общественная собственность на средства производства, а также общественные интересы в целом, стали называть социалистическими (в переводе с лат. – «общественные»). Утопией (в переводе с греч. – «место, которого нет») именуют учение или произведение об идеальном обществе, которое невозможно создать в реальной жизни. Из учебника 7 класса вы знаете, что этим термином стали пользоваться после появления сочинения английского гуманиста и политика Томаса Мора «Утопия» (1516). Крупнейший представитель утопического социализма Роберт Оуэн искал пути решения общественных проблем в рамках филантропии (благотворительности). Он считал, что производство в принципе должно быть не личным (т. е. основанным на собственности предпринимателя), а общественным. Заводами и фабриками должны владеть все трудящиеся на них рабочие, а прибыль, по Оуэну, следовало распределять равномерно.
Роберт Оуэн
Став совладельцем текстильной фабрики в Нью-Лэнарке, Оуэн попытался претворить в жизнь свои идеи. Он сократил продолжительность рабочего дня, повысил зарплату, открыл общественные кухни, ввел пособия по болезни и старости и пр. Доходы, приносимые фабрикой, возросли. Воодушевленный Оуэн в 1824 г. уехал в США. Там, в штате Индиана, он создал колонию «Новая гармония», организовав в ней труд и быт по принципу трудовой коммуны (общины). Но вскоре он растратил все накопленные капиталы: коммуна оказалась убыточной, и ее пришлось распустить. Ни к чему не привели и попытки Оуэна создать подобные коммуны по возвращении в Англию. Жизнь убедительно показывала преимущества свободного частного предпринимательства. Реальным требованиям времени больше отвечали теории других философов и экономистов тех лет – например, Герберта Спенсера и Джона Милля. Они выступали за постепенные буржуазно-либеральные реформы, призванные установить «равновесие» во всех областях жизни общества. Но при этом Спенсер, Милль и их единомышленники были реалистами: они понимали, что равенство возможностей, изначально предоставленных членам общества, вовсе не означает их равенства в дальнейшей жизни. Спенсер, например, писал, что при свободе конкуренции в обществе действует такой же естественный отбор, как и в борьбе видов в природе. Более приспособленные к жизни личности добиваются в ней большего, чем те, кто менее приспособлен.
|