Подведем итоги. Художественная культура конца XVIII – начала XX в
Художественная культура конца XVIII – начала XX в. становилась все демократичнее, все чаще обращалась к проблемам повседневной жизни. В литературе, изобразительном искусстве и даже в музыке в той или иной форме находили отражение бурные события политической и общественной жизни, настроения людей, их чаяния и тревоги.
Вопросы
1. Почему в литературе именно XIX в. стало возрастать внимание к проблемам простых людей, «маленького человека»? Какие из произведений русской литературы вы могли бы назвать в этом ряду? 2. Как повлияло изобретение фотографии на развитие живописи? Чего, по вашему мнению, это изобретение принесло живописи больше – пользы или вреда? 3. Знаете ли вы классическую музыку? Близко ли вам творчество какого-либо композитора XIX в.? Почему?
Задания
1. Художник Гюстав Курбе говорил: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком, одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель». Постарайтесь на примере какой-либо картины этого художника или его современников-реалистов пояснить, в какой мере и как воплощались в живописи эти слова Курбе. 2. Известный французский писатель Анатоль Франс (1844–1924), выступая по случаю кончины Эмиля Золя (1902), сказал: «Золя был глубоко нравственным человеком. Когда он рисовал порок, его кистью водили суровость и целомудрие. Сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчетливо проступают глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости… Он нападал на общественное зло всюду, где бы он его ни находил». Поразмышляйте над словами Франса. Почему у Золя в основе изображения порока лежало целомудрие? Нет ли здесь противоречия? 3. Знаменитый художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог писал: «Работа моя – это постижение сердца народа, я должен держаться этого пути, должен вгрызаться в глубину жизни и, невзирая на бесконечные трудности и тревоги, пробиваться вперед… Мне еще предстоит преодолеть много трудностей, прежде чем я заставлю людей понимать мои картины…» Как вы думаете, если Ван Гог хотел проникнуть в глубину жизни, «постичь сердце народа», то почему же его картины понимали далеко не все (это ясно и из последней фразы художника)? О преодолении каких трудностей говорит Ван Гог?
Заключение к шестой главе
Индустриальная цивилизация, утверждавшаяся в различных регионах планеты, полностью изменила условия быта и труда людей. Исключительно высокий уровень материальной культуры, достигнутый к началу XX в., способствовал спаду социальной напряженности в обществе. Расширение круга материальных и социальных благ, которыми могли пользоваться значительные массы населения, сопровождалось ростом зрелости гражданского общества. Оно становилось надежным союзником и помощником государства в его борьбе за прогресс и процветание. Все демократичнее становилась в течение XIX в. и художественная культура, помогавшая людям лучше осмыслить проблемы повседневной жизни, найти собственное место в обществе, в полной мере осознать личную ответственность каждого за судьбы человечества. Литература, изобразительное искусство и даже музыка в той или иной форме отражали события прошлого и настоящего, настроения современников, их надежды и тревоги. Искусство поворачивалось к массовому читателю, зрителю, слушателю, становясь достоянием миллионов людей.
Заключение
Итак, вы завершили знакомство со вторым периодом новой истории. Начало ему положили бурные события Французской революции, вспыхнувшей в 1789 г. А закончился этот период в 1914 г., когда Европа и мир стояли на пороге другого сильнейшего потрясения – мировой войны. Между этими двумя событиями пролегла целая эпоха. Что же было наиболее характерным для этой эпохи, что позволяет нам выделить ее в числе других? Огромные изменения произошли в социально-экономической сфере. Промышленный переворот, начавшийся в Англии, распространился на другие страны Европы, проник в Америку (прежде всего в США) и в Азию. Активное внедрение машин в большинство отраслей производства привело к формированию индустриальной цивилизации – вначале в наиболее развитых странах «центра», а затем и в других. Во многих регионах планеты разворачивался бурный процесс модернизации: все большее число государств стремилось предельно использовать передовой опыт тех, кто шел в авангарде. В течение XIX в. в Европе был окончательно сломлен феодальный уклад, в орбиту капиталистического рынка в той или иной форме включилось большинство стран и территорий планеты. В ряде ведущих государств значительно расширился и укрепился круг буржуазно-демократических прав и свобод. Огромные массы населения получили право на участие в политической жизни своих стран благодаря системе свободных выборов. Трагические события Французской и других революций этого периода, кровопролитные войны убедительно говорили о том, что любые внутренние и внешние проблемы следует решать мирным путем. Весьма характерным стало развитие социал-демократического движения, которое уже к концу XIX в. твердо стояло на позициях легальной деятельности, сотрудничества с законными властями. Только в России, в силу ряда причин, из социал-демократии выделилось агрессивное течение – большевизм. Вместе с тем в последние десятилетия XIX в. капитализм вступил в империалистическую стадию: стремление ряда государств усилить свое экономическое и финансовое влияние повлекло за собой столкновение их интересов, что привело к обострению и политических противоречий, возникновению военных союзов (блоков). В итоге имперские притязания, желание быстрее и надежнее укрепить свое положение в мире взяли верх над интересами безопасности человечества, над здравым смыслом. Это и сделало неизбежной первую в истории мировую войну, ставшую серьезным испытанием для индустриальной цивилизации, своего рода проверкой ее на прочность и жизнеспособность.
|