Изобразительное искусство
Живопись и архитектура XIX – начала XX в. все больше отражали настроения общества, его потребности. Так, господствовавший в архитектуре строгий классический стиль, примерно к середине XIX в. сменился эклектикой – соединением разных направлений и стилей. В эклектике отразились бурные изменения в обществе тех лет, его искания, надежды и тревоги. Свою роль сыграли и вкусы богатых заказчиков, круг которых становился все шире. Архитекторам приходилось воплощать их самые разнообразные фантазии (например, копировать старинные дворцы и замки). Ближе к концу XIX в. возник стиль модерн («современный»), во многом выражавший приближение серьезного кризиса цивилизации. Болезненно изогнутые линии рельефов на фасадах зданий, причудливые карнизы, печальные женские головки – все это свидетельствовало о чувстве беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне, все больше овладевавшем обществом на рубеже XIX–XX вв. В то же время модерн оживил вид городских улиц, сделал их наряднее и эффектнее.
Сборщицы колосьев. Художник Ж. Милле
В живописных стилях XIX – начала XX в. нередко повторялись литературные направления. Французские художники Теодор Жерико (1791–1824) и Эжен Делакруа (1798–1863) писали в романтической манере. На картине «Свобода, ведущая народ» Делакруа запечатлел события Июльской революции 1830 г. Для миллионов французов и поныне остается священным созданный художником символический образ Свободы – полуобнаженной женщины, ведущей в бой восставших парижан. Романтизм нашел отражение и в творчестве других художников, например, англичан Джозефа Тернера (1775–1851) и Джона Констебла (1776–1837). Реалистическую линию в живописи развивали Камиль Коро (1796–1875), Жан Милле (1814–1875), Гюстав Курбе (1819–1877) и Оноре Домье (1808–1879). Эти французские художники изображали простых тружеников города и деревни, реалистические пейзажи, бытовые сценки. После того как на рубеже 1830—1840-х гг. была изобретена фотография, начались острые споры о назначении живописи. В основе ее, как считали многие, должно было лежать «чистое» искусство – т. е. совершенствование техники, манеры письма и т. д. К чему мучиться над тонкостями портретов или бытовых сценок, если фотограф мгновенно может запечатлеть все это с гораздо большей точностью? Подобного рода доводы казались довольно вескими. Стали даже раздаваться голоса о скором «отмирании» живописи. Но, к счастью, этого не произошло. В 1860-е гг. во Франции зарождается новый живописный стиль – импрессионизм (в переводе с франц. – производящий, передающий впечатление). В нем отразились вкусы сторонников и «чистого», и традиционного искусства. Художники-импрессионисты с помощью необычного сочетания красок, игры света и тени, особой техники письма отражали на полотнах свои впечатления. Особую известность завоевали картины Эдуарда Мане (1832–1883), Огюста Ренуара (1841–1919), Эдгара Дега (1834–1917), Камиля Писсарро (1830–1903), Клода Моне (1840–1926) и других художников. В конце XIX – начале XX в. возник новый стиль – постимпрессионизм («после импрессионизма»), представители которого продолжали поиски новых методов и средств художественного языка. Наиболее известные постимпрессионисты также были французами: Поль Гоген (1848–1903), Поль Сезанн (1839–1906), Анри Тулуз-Лотрек (1864–1901). К французской школе живописи принадлежал и самый знаменитый из них – Винсент Ван Гог (1853–1890), по национальности голландец.
Музыка
Выдающееся место в музыкальном искусстве принадлежит немецкому композитору Людвигу ван Бетховену (1770–1827), совершившему не только творческий, но и человеческий подвиг. В середине жизни Бетховен стал глухим, но именно тогда он и создал свои самые знаменитые симфонии, концерты и сонаты. В истории музыки XIX в. сохранились и другие бессмертные имена. Итальянец Никколо Паганини (1782–1840), возможно, известный вам как великий скрипач, был и выдающимся композитором, одним из создателей романтического направления в музыке. Его соотечественники Джоакино Россини (1792–1868), Джузеппе Верди (1813–1901) и Джакомо Пуччини (1858–1924) творили в жанре оперной музыки, которая благодаря им наполнилась ярким реалистическим содержанием и завоевала исключительную популярность. Значительный вклад в развитие оперной музыки внес и немецкий композитор Рихард Вагнер (1813–1883), чье творчество связано с романтическими традициями. Впрочем, деление музыки на направления и стили важно только для специалистов. Для подавляющего большинства людей и в XIX в., и во все прочие времена гораздо важнее в музыке то, какие мысли и чувства она у них порождает. А это связано не только с самой музыкой, но во многом и с характером того или иного слушателя, его привычками и вкусами. Поэтому одним ближе и понятнее прекрасные мелодии австрийцев Франца Йозефа Гайдна (1732–1809) и Франца Шуберта (1797–1828). Другие предпочитают музыку немца Роберта Шумана (1810–1856) или венгра Ференца Листа (1811–1886). Немало поклонников и у польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), автора мелодичных вальсов, мазурок и множества других фортепьянных пьес. Порой в них явственно слышится тоска по несбывшимся надеждам, по давно оставленной родине: ведь Шопен покинул Польшу в 1831 г., после подавления там национального восстания. До самой смерти он жил в Париже. Примерно в те же годы уже создавал новые музыкальные формы француз Гектор Берлиоз (1803–1869). Позднее эти поиски продолжил Клод Дебюсси (1862–1918) и другие композиторы.
|