ВВЕДЕНИЕ. Описание: Учащиеся делятся на две группы - круга: внутренний и внешний
Описание: Учащиеся делятся на две группы - круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существует запрет на разговоры - здесь можно только писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул. Руководитель и внешний круг фиксируют все варианты ответов.
Пример. примеры вопросов для обсуждения (история,обществознание): Почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании? какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял? - победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? какая позиция вам ближе и почему? каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?+ ФИЛОСОФИЯ
методическое пособие для бакалавров
Пос. Персиановский УДК 009 (075.5)
ББК 71
К-90
Авторы: зав. кафедрой, д. ф. н., профессор Поломошнов А.Ф., к.ф.н., доцент Янова Э.Н., к.ф.н., ст. преподаватель Поломошнов П.А.
Философия. Методическое пособие для бакалавров. - п. Персиановский, 2012. - 54 с.
В методическом пособии представлено содержание курса философии, даны планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, приводятся методические указания для подготовки к семинарским занятиям. Соответствует стандартам и типовой программе курса философии. Адресовано студентам бакалавриата всех факультетов ДонГАУ.
Рецензенты: доктор философских наук, декан факультета философии и культурологии РГУ, профессор Г.В. Драч кандидат философских наук, доцент кафедры экономической теории и социологии ДонГАУ И.П. Ерошенко.
Утверждено на заседании методического Совета агрономического факультета (протокол № 7 от 27 апреля 2012 г.)
Рекомендовано в печать методическим Советом ДонГАУ (протокол № 7 от 13 июля 2012 г.)
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………………………..с.4 Структура курса …………………………………………………………………………..……..с.6 Программа курса ………………………………………………………………………….……..с.7 Тема 1. Философия как явление культуры……………………………………………….……..с.7 Тема 2. Исторические типы философии……………………………………………….………..с.7 Тема 3. История западной философии…………………………………………………………..с.7 Тема 4. История русской философии………………………………………………………..…..с.8 Тема 5. Онтология………………………………………………………………………….……..с.8 Тема 6. Картины мира……………………………………………………………………...……..с.9 Тема 7. Сознание…………………………………………………………………………...……..с.9 Тема 8. Познание…………………………………………………………………………...……..с.9 Тема 9. Философия и методология науки…………………………………………….………..с.10 Тема 10. Философская антропология…………………………………………………………..с.11 Тема 11. Общество как система……………………………………………………….………..с.11 Тема12. Философия истории…………………………………………………………….……..с.11 Тема 13. Глобалистика и футурология……………………………………………...………….с.12 Тема 14. Аксиология………………………………………………………………………...…..с.12 Тема 15. Философские проблемы в области профессиональной деятельности………………………………………………………...……..с.13
Литература к семинарским занятиям …………………………………………………...…..с.14 Планы семинарских занятий ……………………………………………………………..…..с.15 Тема 1. Философия как явление культуры……………………………………………...……..с.15 Тема 2. Исторические типы философии…………………………………………………...…..с.16 Тема 3. История западной философии……………………………………………………..…..с.18 Тема 4. История русской философии…………………………………………………………..с.22 Тема 5. Онтология………………………………………………………………………...……..с.27 Тема 6. Картины мира…………………………………………………………………….……..с.29 Тема 7. Сознание…………………………………………………………………………….…..с.30 Тема 8. Познание……………………………………………………………………….………..с.31 Тема 9. Философия и методология науки…………………………………………….………..с.33 Тема 10. Философская антропология…………………………………………………………..с.36 Тема 11. Общество как система……………………………………………………….………..с.38 Тема12. Философия истории………………………………………………………….………..с.41 Тема 13. Глобалистика и футурология……………………………………………...………….с.42 Тема 14. Аксиология………………………………………………………………………...…..с.45 Тема 15. Философские проблемы в области профессиональной деятельности…………………………………………………………...…..с.49
Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………..…..с.51
ВВЕДЕНИЕ
«Ты умеешь измерить круг, называешь расстоянья между звёздами.… Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?» Сенека.
Когда человек, в силу различных причин, поднимается над суетой текущих, повседневных забот материальной жизни, перед ним встают вечные философские вопросы: о природе, устройстве и происхождении окружающего мира, о месте человека в нем и его отношениях к этому миру, о смысле своей жизни и своём месте в обществе, о направлении и смысле исторической жизни человечества. Размышления над этими проблемами столь же трудны, сколь и интересны. Они не только возвышают душу человека, но и развивают его ум, делают его сознательной личностью, способной разумно управлять своей судьбой, осознающей глубинную сущность мира и жизни, способной проникать в скрытую суть видимых событий и явлений. Философские размышления вечны, ибо её проблемы всегда волновали, волнуют сегодня и будут волновать людей в будущем. Но каждое время даёт на них свои ответы и ставит эти проблемы по-своему. Поэтому и нет в философии абсолютных истин, вечных решений для всех времён и народов. Но даже в одну и ту же историческую эпоху мы слышим разноголосый хор философов, спорящих друг с другом, дающих разные, часто абсолютно противоположные толкования одних и тех же проблем и понятий. За этими спорами зоркий глаз мудреца легко обнаружит различие жизненных позиций, опыта, интересов людей. Ибо философия – продукт отражения существующего противоречивого социального мира. Реальная жизнь людей питает её корни, и реальную жизнь людей призваны изменять к лучшему её горько-сладкие плоды. Плоды мудрости горьки не только потому, что требуют много труда, но и потому, что истина сама по себе горька и нелицеприятна. Но они же и сладки, ибо дают познавшему философию власть над всем миром и самим собой, доставляют ни с чем не сравнимое наслаждение знания. Несмотря на важность философских вопросов для духовной жизни каждого человека, философии, как никакой другой науке, приходится постоянно доказывать свою полезность и необходимость для личности и общества. Существует три основных функции, которые выполняет философия в жизни как отдельной личности, как и общества: 1.мировоззренческая, 2.методологическая, 3. регулятивная. Мировоззренческая функция состоит в формировании стройной и цельной системы взглядов на действительность и определении места человека в мире, его отношения к действительности. Объясняя существующий мир, философия формирует и выдвигает идеалы развития как общества, так и личности. Методологическая функция философии состоит в разработке всеобщих категорий и методов познания, позволяющих глубоко познавать окружающий мир, в котором живет и действует человек. Регулятивная функция философии состоит в разработке смысло-жизненных ориентаций, норм, ценностей, принципов поведения личности и совершенной организации общества, в установлении предельных смысло-жизненных целей, которые определяют образ жизни и поведения личности. Те же функции выполняет и религия, но её мерилом является слепая вера и религиозная фантазия. Философия же, как и наука, стоит на прочной почве фактов и рационального понятийного мышления. Философия – не обычная наука в ряду других наук, это целый духовный мир, одна из высших сфер и форм человеческого духа. Если мы хотим приобщиться к этому миру, постичь истинную суть философии, мы должны свободно и без принуждений полюбить философию и стать на путь самостоятельного философского размышления. Заучивание множества разнообразных учений без жизненного личного интереса и самостоятельного творческого осмысления философских проблем ничего, кроме отвращения к философии и скуки вызвать не может. Философия, как женщина. Кто относится к ней прагматически, того она не любит. Но того, кто полюбил её искренней и чистой любовью, она одарит неземным наслаждением. Философия – самосознание личности и общества, их высший разум, объясняющий мир и указывающий путь, цель и смысл земного существования человека и человечества. Безусловно, прав К. Ясперс: «… Философия не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, - осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой…».
|