Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности древневосточных цивилизаций




Солнечную систему составляют Солнце и планеты с их спутниками. Девять больших планет обращаются вокруг Солнца по эллипсам почти в одной плоскости. В порядке удаления от Солнца планеты расположены: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Кроме них в Солнечной системе находится много малых планет (астероидов), большинство которых движется между орбитами Марса в Юпитера. Спутниками Солнца являются также кометы — небольшие тела, окруженные обширной оболоч­кой из разреженного газа. Кроме этого, вокруг Солнца обращается бесчисленное количество метеорных тел размером от песчинки до мелких асте­роидов .Пространство между планетами заполнено разреженным газом и космической пылью. Его пронизывают электромагнитные излучения — носитель магнитного и гравитационного полей. Солнце в 109 раз больше Земли по диаметру и примерно в 333 000 раз массивнее Земли. Масса всех планет составляет 0,1 % от массы Солнца, поэтому оно силой своего притяжения управляет движением всех планет Солнечной системы.

Среднее расстояние от Земли до Солнца принимается за одну астроно­мическую единицу 1 а.е.= 1, 5 • 108 км. Единицей измерения рас­стояния в астрономии является также парсек (пк): l пк = 205 265 а.е. = 3,25 светового года и световой год, равный 1013 километров.

Расстояния до небесных светил определяются геометрическим способом, основанным на явлении параллактического смещения, и с помощью радиолокации.

Кроме Меркурия и Венеры все планеты имеют спутники. В настоящее время ученые пришли к выводу, что планеты возникли из вещества огромного холодного газопылевого облака, частицы которого обращались по самым различным орбитам вокруг незадолго до этого сформи­ровавшегося Солнца - гипотеза академика О.Е. Шмидта.

Видимые на небе звезды образуют обособленную звездную систему - Галактику. Существуют одиночные, двойные, кратные звезды, переменные звезды различных типов, новые и сверхновые, сверхгиганты и карлики, звезды разных размеров, светимостей, температур и плотностей. Все звезды находятся от нас на различных расстояниях: ближайшая к нам звезда (не считая Солнца) Проксима в созвездии Центавра. Согласно современным представлениям, энергия звезд пополняется за счет термоядерных реакций, происходящих в их недрах. В результате образуются ядра гелия, при этом выделяется энергия. Число звезд в Галактике порядка триллиона. Самые многочисленные из них - это карлики, их массы много меньше массы Солнца. В Галактике наблюдаются звездные скопления, которые движутся как единое целое. В настоящее время их насчитывается около тысячи. В состав Галактики вхо­дят также туманности, состоящие из газа и пыли. Существуют диффузные и планетарные туманности. В центре Галактики расположено ядро, которое современная наука исследует в инфракрасном, радио- и рентгеновском диапазонах длин волн. На спиральных ветвях Галактики находятся наиболее го­рячие и яркие звезды, а также массивные газовые облака. При измерении скоростей звезд было обнаружено вращение Галактики вокруг своей центральной области. Центр Галактики находится в созвездии Стрельца.

В начале ХХ в. было доказано, что некоторые туманные пятна, видимые в телескоп в разных участках неба, находятся вне нашей Галактики и представляют собой другие галактики, каждая из которых, подобно нашей, состоит из многих миллиардов звезд.

По внешнему виду галактики условно разделены на три основных типа: эллиптические, спиральные и неправильные.

 

 

Особенности древневосточных цивилизаций

3. Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток - это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа - два разных пути развития, причем европейский путь - это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями.
Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации. Именно из этого района шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Другие три центра заметно замкнуты, они находились в значительной географической изоляции, затруднявшей общение с внешним миром, отсюда и специфика каждого из них.
Древнейшие цивилизации сложились в долинах рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Янцзы), поэтому их называют еще речными цивилизациями, которым при всей специфике присущи общие черты:
1. Обязательным условием экономического, социального и культурного развития является река. Она объединяет этнос, по ее берегам возникает необходимая для цивилизации плотность населения, река является основной дорогой. Вблизи от нее должны иметься металлические руды.
2. Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении (например, древние египтяне собирали до 50 центнеров с гектара - урожай «сам 20», для сравнения, - в средневековой Европе урожайность «сам 3»).
3. Для речных цивилизаций характерна специфическая государственная власть - восточная деспотия, основными чертами которой являются: а) абсолютная власть правителя; б) обожествление (сакрализация) власти и правителя как бога; в) наличие мощной армии; г) развитая система бюрократического управления. Восточная деспотия, по сути, являлась развитой административно-командной системой, где государство стояло над гражданским обществом (в отличие от Запада). Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса, но и было ведущим элементом базисной структуры общества. Г осударство абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе, хотя и в разных формах (например, в Египте общество растворилось в институтах государства, а в Шумере и Вавилоне общество смогло даже отстоять определенные права). Однако везде государство как система институтов и высшей власти являлось ведущим элементом в сложившейся системе отношений.
4. На Востоке существовала специфическая система производства, при которой особую экономическую роль играло государство. Суть такой системы в том, что специфические географические условия требовали искусственного орошения, а создание ирригационных систем предполагало широкую кооперацию труда, следствием чего является централизованная власть деспотического характера. При такой экономической системе не развивалась существенно частная земельная собственность, основным собственником средств производства являлось государство. Длительно и очень устойчиво сохранялась община, труд свободных общинников играл главную роль, рабство представлено лишь как уклад. Нет привычных классов, отсутствует эксплуатация на ранних этапах развития. Возник феномен власти - собственности. В такой системе сочетались общинные формы хозяйства с государственными. Земледельцы имели гарантированное право пользоваться необходимыми им ресурсами (земля), а владел и распоряжался этими ресурсами оторванный от производства пищи аппарат власти от храма до государства. Материальным выражением признания этого права являлась выплата коллективом произ - водителей избыточного продукта представителям власти (экономически здесь совпадают рента и налог).
На ранних этапах существования восточных цивилизаций нельзя говорить об эксплуатации, а можно - о взаимном обмене деятельностью по количеству и качеству труда; каждая категория населения вносила вклад в функционирование усложненного общества и государства. Это взаимовыгодный обмен, гарантирующий стабильность существования и духовный комфорт.
Развитие частной собственности, эффект престижного потребления породили новые формы хозяйства, которые складывались прежде всего в городах, как центрах ремесла и торговли, месте обитания богатых и знатных. Но основой благосостояния являлась не собственность сама по себе, а причастность к власти (власть - собственность).
Причастные к власти являлись собственниками и классом постольку, поскольку олицетворяли собой государство. Вне государства ни один из них не имел отношения ни к власти, ни к собственности, ни к функции господствующего класса. Товарно-денежные отношения ограничивались, их чрезмерное развитие подавлялось.
Особенностью Востока являлась корпоративность, личностное начало принижалось. Члены определенной корпорации (касты, семьи, клана, секты) жестко организованы, для внешнего мира они выступали как единый сплоченный коллектив, отражающий интересы всех его членов, олицетворенные позицией и акциями его руководителей. Корпорация была как бы микрогосударством. В условиях отсутствия гражданского общества для подавляющего большинства населения корпорация была определенной гарантией от произвола, защитой нормального существования. На Востоке, несмотря на существование сводов законов, никогда не было системы частного права, игравшего важную роль в Европе со времен античности. Интересы государства превалировали над интересами личности.
Для Востока характерна консервативная стабильность, стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Исторический процесс не воспринимался линейно, он превратился в циклический. Периоды централизации сменялись периодами децентрализации государств. Отчетливой тенденцией было укрупнение централизованного государства в последующем цикле, когда закреплялись возникающие новшества, направленные на повышение эффективности власти. Общество развивалось, раскрывался его духовный и интеллектуальный потенциал, что находило свое отражение в разработке научных знаний, в технических усовершенствованиях, философских учениях, религиозных системах, практических навыках в земледелии и ремесле. Древний Восток не стоял на месте, но динамика его развития не вела к радикальным структурным переменам.

4. Древняя восточная цивилизация

5. К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.
Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.
Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.
Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.
В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.
Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.
Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Каковы особенности древней восточной цивилизации?
Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах “все в одном” или “все во всем”. С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры “человек в лодке без весел”. Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.
Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.
Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы “отцов и детей”. Там существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.
Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.
Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.
Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689—1755 ) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх — единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.
Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.
В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.
В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.
Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.
Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.
Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.
Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.
Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.
Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.
Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.
В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — “ганы” и аристократические — “сингхи”).
Поэтому утверждать, что восточная деспотия — это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.
Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.
В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток — это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:
1) усиление централизованной власти и государства;
2) кризис власти;
3) упадок власти и ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.
Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII—VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

2. Основные направления древнекитайской философии

Философия в Китае возникает в I тысячелетии до н.э. и получает наивысший расцвет в период Чжаньго, то есть в период "Сражающихся царств" 403—221 гг. до н.э. Его зачастую называют "золотым веком китайской философии".







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2555. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия