Студопедия — И политическая идеология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И политическая идеология






1. Политическая психология и политическое сознание.

2. Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции.

3. Основные идеологические течения в современном мире.

 

1. Политическая психология и политическое сознание. Политическая психология (психология политики) ­ это теоретико-прикладная область психологических и политических знаний, одна из новейших политических наук. Она возникла на стыке политологии с рядом дисциплин, среди которых особую роль сыграли психология и социология, в связи с потребностью анализа взаимодействия политических и психологических явлений. Политическая психология основана на исследовании ключевых психологических феноменов (личность, установки, убеждения) для объяснения политической деятельности.

В современной политической психологии исследования проходят по ряду ключевых направлений.

Поведенческое направление (политический бихевиоризм) — течение в политической психологии, связанное с изучением политического поведения (англ. behavior). Во главу угла в рамках данного направления ставится поведение индивида в политике, в отличие от других подходов, ориентированных на политические институты или процессы. Политический бихевиоризм рассматривает политику как часть более широкого социального и культурного контекста.

Поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях. В данном случае средой для индивида является политическая сфера. Радикальные разновидности бихевиоризма используют формулу «стимул – реакция» прежде всего для контроля над политическим поведением индивида. Представители школы социального научения смягчили жесткую модель поведения, включив в нее ряд промежуточных переменных (установки, мнения и даже личность в целом), а также его содержательных компонентов, ценностей, которые усваивает индивид в процессе получения жизненного опыта.

Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Канадский психолог А.Бандура выделяет три регулирующие мотивационные системы – это системы, базирующиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах.

Внешние мотиваторы – это внешние последствия действий человека, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем. Они включают: физическую неудовлетворенность и боль; материальные стимулы (например, пища); социальные стимулы (одобрение/неодобрение); символические стимулы (деньги, звания); стимулы деятельности (в том числе, творчества); стимулы статуса и власти. Внешними мотиваторами в сфере политики выступают прежде всего ресурсы власти.

Косвенные мотиваторы (мотиваторы опосредования) – знания, полученные в результате наблюдения за последствиями реакций других людей. Наблюдение за тем, как вознаграждается поведение других людей, повышает вероятность того, что наблюдатели станут вести себя подобным образом (различные поощряемые формы политического участия). Наблюдение того, что поведение других людей наказывается, уменьшает вероятность подобного поведения (несанкционированные действия и следующее за ними наказание).

Внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции) особенно важны, поскольку человеческое поведение в основном осуществляется без непосредственного вознаграждения. Внутренние стандарты поведения могут действовать как внутренние стимулы. С этих позиций мотивами политического поведения может стать стремление к обладанию властью, лишения власти конкурентов, влиянию на политическую жизнь общества, идеологические воззрения и т.п.

В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы.

Когнитивное направление (от лат. сognitio — знание).Это направление политической психологии исследует прежде всего процесс политического мышления. Согласно общим воззрениям психологов этой школы, выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Ключевым вопросом когнитивного направления является вопрос о том, чем руководствуется человек, делая свой политический выбор.

Одним из ключевых понятий когнитивного направления и всей политологии в целом является категория «политическое сознание», которая обозначает результаты восприятия субъектом части окружающей его действительности, которая связана с политикой.

Политическое сознание определяется как совокупность политических знаний, идейно-политических убеждений, ценностей, ориентаций и установок, которые определяют отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям.

Объективную основу политического сознания образуют экономические, политические отношения, политическая организация общества, а также социально-групповые различия и международная жизнь.

В политическом сознании определяют следующие уровни: обыденное, эмпирическое, научно-теоретическое и теоретико-идеологизированное сознание.

Обыденное (повседневное) политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности.

На этом уровне сознание имеет ряд специфических свойств: содержательная размытость, спутанность и противоречивость, фрагментарность, несистематизированность, сильное влияние эмоциональной сферы, во многом случайность образующих его компонентов, стихийность становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках «здравого смысла и стремления к персонификации политической жизни. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. Даже вступая в противоречие с параметрами теоретического, идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может продолжать определять такое поведение.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение ­ возникающее под влиянием СМИ конкретное суждение по тем или иным проблемам жизни, разделяемое многими членами общества.

Эмпирическое политическое сознания ­ это политические знания, оценки и переживания, которые складываются преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Этот уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Научно-теоретическое политическое сознание ­ это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических процессов и явлений, выявление их причин и закономерностей. Результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях.

Теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, складывающихся в целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному использованию идеологических постулатов в осознании политической сферы.

С точки зрения субъекта политического сознания выделяют индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.

Индивидуальное политическое сознание ­ это свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане.

Групповое политическое сознание -- обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкретных больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т. п.) групп. Оно представляет собой совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании.

Массовое политическое сознание. Политическое сознание выступает в качестве особого, политизированного сегмента массового сознания. Структурно такое политическое сознание включает статичные (ценности и «общие ориентации») и динамичные (массовые настроения) компоненты.

Политическое сознание выполняет следующие функции:

а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

б) целеполагающую;

в) аксиологическую (ценностную);

г) оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

д) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок).

Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, оно является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти, как отдельных людей, так и социальных групп.

Политический психоанализ. За учет эмоционально-чувственной сферы личности при анализе политики активно выступают представители гуманистической психологии и классической глубинной психологии (психоанализа). С точки зрения представителей данных течений движущей силой личностного развития выступают потребности. В качестве важнейшего мотива политического участия выступает не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат, в свою очередь, фундаментом собственно политических установок. Одной из таких потребностей с точки зрения американского психолога Реншона является, например, потребность человека в участии, которая на психологическом уровне выражается в установлении личного контроля над ситуацией.

Политический психоанализ основной акцент делает на бессознательных структурах психики. Свою задачу он видит в изучении политических структур личности, в классификации типов личности и в создании психобиографий политических деятелей.

В любом случае, с позиций психоаналитического направления, доминирующим является не само знание о политике, а отношение к нему, корни которого лежат, как правило, вне политической сферы.

Своей спецификой обладают групповые политические процессы, изучаемые психологией. Специальному исследованию в рамках социальной психологии подвергаются такое явление как групповое давление на индивида, в результате которого происходит выработка конформных установок и поведения индивида и принятие доминирующих в группе политических воззрений.

Интегральным понятием, позволяющим учитывать все сферы персонального и межличностного проявлений политики, является набирающая популярность категория «политический менталитет». Политический менталитет можно определить как единую форму осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности. Изучение менталитета позволяет понять, как влияют на политику исторически сложившиеся социально-политические характеристики людей и их традиционные взаимоотношения с политической властью.

2. Понятие и сущность политической идеологии, её уровни и функции. Идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Этот термин был введён в научный обиход в конце ХVIІІ в. французским учёным и философом А. Дестют де Траси и означал «науку об идеях».

Основоположником теории идеологии считается К. Маркс. Идеи он считал результатом познавательной активности людей, отражением существующих социально-экономических отношений. В дальнейшем понятие «идеология» стало напрямую связываться с понятием «политическое сознание», а оценка имеющихся идеологических компонентов зависела от того, насколько «адекватно», «правильно», «близко к истине» в той или иной идеологии отражается существующая социальная реальность. Маркс исходил из того, что идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс, выступающий главной материальнойсилой в обществе, одновременно является его главной умственнойсилой. Класс, владеющий средствами производства, одновременно контролирует производство идей. Исходя из этого, идеология оценивалась как форма иллюзорного сознания, вырастающая на противоречиях производственных отношений.

Целью идеологии, с его точки зрения, являлось удержание в неведении низшие классы, которые не должны видеть реальных противоречий, на которых основаны все классовые общества. Наличие идеологии с ее упрощенной картиной мироустройства призвано предотвратить появление у различных классов населения вопросов о правомерности источников власти элиты, ее авторитета и т.п.

Что касается конкретно капитализма, здесь идеология собственнического класса (буржуазная идеология) навязывает пролетариату всевозможные иллюзии, мешающие ему осознать свое эксплуатируемое положение. Подобной «ложной», основанной на «некорректном», предельно субъективном отражении мира буржуазной идеологии последователи Маркса (в частности В.И. Ленин) противопоставили идеологию социалистическую, «научную». Последняя, по их мнению, была лишена многих недостатков буржуазных идеологий за счет того, что базировалась на прочных научных основаниях.

В настоящее время идеология и наука не отождествляются. Принято считать, что любая идеология имеет в своем основании ненаучное, зачастую противоречивое по сути ядро, которое в любом случае принимается на веру.

Исходя из этого, сформировались две основных тенденции отношения к данному феномену.

Согласно первой из них идеология подлежит научному изучению как форма политического сознания, играющая важнейшую роль в формировании мировоззрения и, как следствие, политического поведения.

В частности, К. Мангейм, как и марксисты, понимал идеологию как совокупность субъективных представлений, именно как определенный образ мышления субъектов-носителей. С точки зрения Манхейма носителями идеологии выступают определенные социальные группы, для которых идеология является инструментом управления. Те из них, которые занимают ведущее положение в доступе к власти и ресурсам, являются носителями собственно идеологии (объясняющей существующее, в большинстве своем выгодное для них социальное устройство). Группы, отчужденные от власти и ресурсов, являются носителями суммы взглядов, названных Манхеймом утопиями, основанными на представлениях об идеальном устройстве общества (в котором представители этих групп занимают гораздо более выгодное положение в отношении власти и ресурсов). В случае определенных социальных изменений идеология и утопия могут меняться местами.

На позиции признания определенной функциональной значимости идеологии стоят также такие ученые как американский теоретик Л. Саджент, Р.Моска, Р. Михельс и В. Паретто и др.

В рамках второй тенденции многие исследователи, опираясь на идею ненаучности идеологии, стремились обосновать ее ненужность. В середине ХХ в. Д. Белл, Р. Дарендорф и др. заявляют о «конце идеологии», т.к. уровень информированности общества растёт и потребность в идеологии отпадает. Например, Э. Гидденс попытался доказать, что в эпоху глобализации и упадка традиций вообще все идеологии (как левого, так и правого толка) становятся излишними.

Основой для сходных утверждений в настоящее время является критика рациональности политического поведения индивида (тогда как большинство идеологических доктрин выступают способом осознанных действий субъектов политического процесса). С подобной точки зрения человек, целые группы и политические институты реагируют не на реальный внешний мир, а на его «образ», который создается в воображении, в том числе с помощью массмедиа. Подобный образ, с большой долей вероятности может являться ложным, не адекватным объекту.

Подобная точка зрения имеет под собой основания, однако доминирующей не является. Принято считать, что идеологии продолжают играть роль важнейшего инструмента социализации человека и важнейшей составляющей политической жизни (вне зависимости от «адекватности» отражения в ней реальной картины мира). В процессе политической социализации и освоения идеологии у человека у человека формируются собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, вырабатывается картина общественного развития и способность к (пусть упрощенному и зачастую однобокому) пониманию политических реалий.

В рамках политологии принято более узкое и специфичное понятие ­ политическая идеология.

Политическая идеология ­ это относительно систематизированная система идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды и группы) отражают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои интересы и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Можно выделить следующие уровни её функционирования:

Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определённого класса, нации, государства;

Программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги т требования политической элиты. Программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы;

Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Именно на данном уровне многие идеологические постулаты принимаются и используются без их критической оценки, необходимой аргументации, без детального ознакомления с основаниями идеологической доктрины. Благодаря этому возможны ситуации, описанные английским историком А. Тойнби, когда идеологии выполняют функции «светских религий», т.к. являются предметом веры.

Основной функцией («метафункцией») политической идеологии является инструментальная, в рамках которой идеология выступает в качестве механизма осуществления власти или стремления к ней. Однако в рамках многих исследований выделяется ряд частных функций, к которым относятся:

· Легитимация власти определённых политических сил и режимов. Она легитимирует право на государственную власть и оппозиционных сил (объясняет, почему правят именно эти группы).

· Ориентационная или нормативно-ценностная – ориентирует личность и общество на усвоение определённых политических идеалов, норм и принципов (объясняет, как следует относиться к тем или иным явлениям).

· Мобилизационная – настраивает социальные группы на реализацию идеалов более совершенного общества.

· Интегративная – идеология выступает консолидирующим фактором политической системы (носители одной идеологии схожим образом видят мир и благодаря этому могут отличать «своих» от «чужих»).

· Амортизационная – служит ослаблению социальной напряжённости в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения (объясняет, почему сложилась такая ситуация).

· Компенсаторная – вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, компенсируя социальную неудовлетворённость и дискомфорт (обещает улучшение ситуации в случае выполнения определенных требований).

· Охранительная – выражение и защита интересов определённой социальной группы, противопоставленных интересам других групп (объясняет правильность суждений и действий носителей идеологии в противовес другим).

· Познавательно - воспитательная – идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формирует политическую культуру личности.

3. Основные идеологические течения в современном мире. Либерализм и неолиберализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций. Либерализм унаследовал передовые идеи античности и сформировался в конце XVII – XVIII в. на базе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, А. Токвиля, Т. Джефферсона и др.

Основные компоненты либерализма на теоретико-концептуальном уровне:

· Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивает самоценность человеческой личности и её право на самостоятельное преследование личного интереса.

· Признание естественных неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и собственность. Локк: «Человек рождается с правом на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона».

· Идея сопротивления деспотической власти, признание права на революцию.

· Разработана теория и практика правового государства: в основе законной власти может лежать лишь принцип народного согласия, народовластия и политического плюрализма; все граждане должны быть равны перед законом; конституционализм и принцип разделения властей.

· Ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь. Государство – это всего лишь «ночной сторож», его функции ограничиваются охраной порядка, частной собственности и свободной конкуренции, защитой внешнеполитического суверенитета.

· В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику.

· Идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов. Т. Пейн считал государство «необходимым злом»: чем оно меньше, тем лучше для общества.

· В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерализма важнейший принцип жизнедеятельности.

В ХХ в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных ценностей, возникла новая форма либеральной идеологии – неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины ХХ в. и переориентировал политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству). Начало практического воплощения идей неолиберализма было положено американским президентом Ф. Рузвельтом в рамках проводимого им «нового курса». В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В дальнейшем подобные идеи получили развитие в работах Р. Даля, Ч. Линдбдюма и других исследователей, которые считали, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма. Представители же праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагали, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

Основными идейными установками неолиберализма являются:

· Целью общества провозглашался прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.

· Признаётся допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическую сферу.

· Расширяется деятельность государства в социальной сфере (доступное медицинское обслуживание, бесплатное образование, расширение системы социального обеспечения).

· Особое значение уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве – принципу разделения властей, открытости принятия решений.

· Поддерживается плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии. Первые партии либералов возникли в 19 в. В 1947 г. 32 партии объединились в «Либеральный интернационал». Самыми влиятельными являются: созданная в 1832 г. либеральная партия Великобритании, Демократическая партия США (1828 г.), в 20-е гг. ХХ в. итальянская и швейцарская.

Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т. д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII в. в Англии как реакция на французское Просвещение и революцию, как ответ на вызов либерализма и радикализма. Интеллектуальная консервативная традиция была разработана её «духовными отцами»: англичанином Э. Берком («Размышление о революции во Франции»), французами Ж. Местром и Л. Бональдом. Они выражали интересы аристократии, тех слоёв, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшие принципы консерватизма, отраженные на теоретико-концептуальном уровне:

· Традиционализм. Традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса. Сохранение прошлого способно снять все напряжения настоящего и поэтому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям.

· Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны формироваться всеми способами государственного и общественного воздействия и «обуздывать» греховную природу человека.

· Власть в обществе должна принадлежать элите. Политика – сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

· Неприязнь революций, сдержанное отношение к реформам, социальным изменениям; позитивное только к тем из них, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не стихийно.

· Подлинной природе человека вообще чуждо понятие «свобода». Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.

· Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему сделать плохо. Отвергает веру в неизбежность общественного прогресса.

· Отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей.

· Частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка.

После второй мировой войны консервативные идеи постепенно эволюционировали. Обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм (представители: Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, А. Бенуа и др.) – современный тип консерватизма, основными идеями которого являются:

· ограничение государственного вмешательства в рыночную экономику, регулирования экономической жизни и социальной сферой;

· развитие институтов гражданского общества, уважительное отношение к закону;

· приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Индивидуальная свобода, поведение человека не могут выходить за рамки традиционных ценностей общества;

· укрепление духовности, моральных основ общества, семьи, религии;

· политическая деятельность – не привилегия, а профессия, доступная каждому при наличии соответствующих способностей. Но демократия может быть только элитарной;

· суть социально-экономической политики заключается в том, чтобы создать условия, позволяющие рабочим делать сбережения, приобретать собственность. Социальные блага бесплатно следует предоставлять тем, кто в них действительно нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить («государство – не дойная корова», «иждивенчество – источник растущих притязаний»).

Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в Европе (ХДС в Германии).

Теоретики неоконсерватизма стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Социализм. Социализм, связывает перспективы решения крупнейших общественных проблем с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Идеи социализма известны с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Первые попытки описать идеал этого общественного устройства предпринимались Т.Мором, Т. Кампанеллой, позже – Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления отдалённого общества «всеобщего изобилия» - коммунизма. Социалистическая идеология по сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение методами и средствами диктатуры пролетариата социально-справедливого. В.И. Ленин попытался соединить эти идеи марксизма с рабочим движением в России, рассматривая социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Политические идеи социалистической идеологии:

· Коммунистическое общество – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм создаёт предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства.

· Капитализм создаёт и своего социального могильщика – пролетариат, освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - мобилизующий призыв к борьбе с эксплуататорами.

· Общественная собственность на средства производства.

· Принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Социалисты выступали против диспропорций в распределении материальных благ и ресурсов. В коммунистической идеологии данный принцип получил развитие и выразился в формуле «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Согласно ему материальные блага в обществе должны распределяться по потребностям, а не по каким-то иным основаниям. Лишь удовлетворив свои первичные потребности (в пище, воде, убежище, безопасности и т.д.), человек начинает принимать участие в общественной жизни. Однако, подобного рода принцип может быть реализован лишь при условии высочайшего уровня развития экономики и избытка общественных богатств, поскольку, в противном случае актуальным становится вопрос о критерии определения справедливого уровня потребностей и тех, кто этот уровень будет определять.

· Построение социально-справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии.

· Принципы социального равенства, коллективизма, всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации. Социальное равенство понимается прежде всего как равенство результатов, а не равенство возможностей. Равенство, поскольку оно благоприятствует идентификации людей друг с другом, здесь понимается также как условие общественной стабильности и внутренней целостности общества, а также как основа для предоставления членам общества соответствующих юридических и политических прав.

· Развитие коммунистической формации проходит ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая. Социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу. Коммунизм – эт







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 531. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия