Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История возникновения и развития




Проблематика музыкальной психологии как таковая рассматривалась на всех этапах развития музыкальногоискусства, начиная со времён ранней античности.

Значительный интерес, с точки зрения развития музыкальной психологии, представляет возникшая в Эпохубарокко Теория аффектов, основными разработчиками которой явились Иоганн Кванц, Марен Мерсенн,Афанасий Кирхер, Иоганн Вальтер, Клаудио Монтеверди, Иоганн Маттезон, Джованни Бонончини и ХристианШпис. Согласно Теории аффектов, цель композиторского творчества — возбуждение аффектов, за группамикоторых закреплялись определённые музыкальные стили и другие средства композиторского письма. Помысли Афанасия Кирхера [1], передача аффектов не сводилась к каким-либо сугубо ремесленническимтехникам, а являлась неким магическим действом по управлению «симпатией», «возникающей междучеловеком и музыкой». В этой связи следует отметить, что магии специально обучились многие композиторытой эпохи, включая и крупнейшего из них — Клаудио Монтеверди.

Но именно как самостоятельная научная дисциплина музыкальная психология начала оформляться ссередины 19-го века. Основным толчком для этого послужили исследования в области экспериментальнойпсихофизиологии и непосредственным образом связанная с указанными исследованиями разработканаучной теории музыкально-слухового восприятия, которая в законченном виде была сформулирована втрудах Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца.[2] Гельмгольц разработал резонансную теориюслуха, согласно которой слуховые ощущения возникают у человека благодаря резонированию внутреннихорганов слуха в ответ на внешние воздействия. Ещё одной новаторской идеей Гельмгольца явилосьположение о том, что единичный звук представляет собой своего рода аккорд, звучание которого основанона вполне определённых законах акустики. В своей «теории консонанса и диссонанса» многие важныеявления из области психоакустики Гельмгольц объяснял возникновением биений между частичными икомбинационными тонами: наибольшее количество таких биений наблюдается в диссонирующих интервалах(секундах, тритонах, септимах), наименьшее - в консонирующих (октавах, квинтах).

Исследования Гельмгольца затрагивали различные научно-практические вопросы, связанные с проблемамивосприятия, творчества, диагностики способностей, методики музыкального воспитания, что дало мощныйтолчок развитию почти всех направлений музыкальной психологии.
Многие идеи Гельмгольца были затем подхвачены, а его наработки творчески осмыслены в трудах К.Штумпфа.[3], О. Абрахама, М. Мейера, Э. Маха[4].
Карл Штумпф рассматривал музыку как уникальный феномен культуры, и поэтому результатам опытов,проводимых натренированными в интроспективном анализе сознания психологами (школа В. Вундта), вкачестве заслуживающих большего доверия он противопоставлял свидетельства экспертов-музыкантов.
Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественностьзвуков, которые образуют в сознании слушателей единое, цельное созвучие. При таком подходе диссонансрассматривается в качестве «индивидуации» звуков из этого единства.
Штумпф внёс самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Но, вотличие от Гельмгольца, Штумпф выступал против «объективных методов» исследования, декларируя такимобразом идею невозможности жесткого различения между физическими и психическими явлениями, чтопредполагало необходимость изучения в области психоакустики целостных психо-физических комплексов.
К. Штумпф заложил основы концепции «двух компонент высоты музыкального звука», согласно которой, сизменением одного физического параметра звука — частоты его колебаний — одновременно изменяютсядва психологических признака звука — его тембр и высота.

В развитие музыкальной психологии значительный вклад внесли также В. Вундт [5] (обогативший музыкальнуюпсихологию использованием методологического инструментария экспериментальной психофизиологии), В.Кёлер (привнёсший в музыкальную психологию основополагающие принципы гештальтпсихологии[6]), Г.Ревес[7] (основательным образом исследовавший феномен музыкальной одарённости) и другие известныеучёные.

Различные вопросы и проблемы, связанные, в первую очередь, с психологией музыкального восприятия имузыкального слуха, были затем основательно разработаны также и в трудах таких известных советскихмузыковедов и психологов как Б. В. Асафьев, С. Н. Беляева-Экземплярская, Б. М. Теплов, В. В. Медушевский[8], Е. В. Назайкинский, Т. С. Тарасов, Л. Л. Бочкарева, Б. Л. Яворский, Ю. Н. Тюлин[9], Л. А. Мазель, М. В.Блинова, Е. А. Мальцева, Н. А. Гарбузов[10], А. А. Володин, Ю. Н. Рагс и других.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7