Студопедия — Сознание сердца
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание сердца






 

Как мы уже заметили, доверие к природе является основой животной жизни, эссенцией животной духовности. Духовность человека является духов­ностью высшего порядка в том смысле, что его эго также должно быть включено в процесс существо­вания. Когда эго хорошо интегрировано, мы мо­жем достичь состояния блаженства — поднимая животную духовность до человеческого уровня.

Отношения эго или ума к телу достаточно слож­но. Уже само существование воли подразумевает, что личность может действовать вопреки желани­ям тела. Такое действие может быть позитивным в ситуации, когда человек пытается победить пани­ку в обличии опасности и спасти свою жизнь. В то же время воля играет негативную роль, когда че­ловек без нужды играет с опасностью и наносит себе повреждения или лишается жизни. Распоря­жение волей позволяет человеку быть творческим или деструктивным, благородным или подлым, божественным или демоническим. Поэтому все религии считают, что человеческое существо дол­жно выбирать между добром и злом, тем, что хо­рошо, и тем, что плохо. Однако, несмотря на то, что человек очень давно утратил блаженство, он не является потерянным существом. Потерянным он становится только тогда, когда зло в нем преоб­ладает над добром. Когда он отдан правде, благо­родству и блаженству, он может достигать очень высокой степени обаяния, здоровья и духовности.

Однако трудно установить, какую роль в жизни человека играет выбор. Как социальные существа мы должны принять, что у людей есть свобода вы­бора, если бы было иначе, мы не могли бы их ка­рать за нарушение общеизвестных законов. Но ког­да во время своей практики я анализирую поведение своих пациентов, я неизменно нахожу подтверж­дение, что оно определяется переживаниями дет­ства, большинство из которых были за пределами их контроля. Ни один ребенок не выбирает утрату блаженства и не утратит своей невинности из-за неправильной оценки ситуации. Он проходит от состояния, где неведение является счастьем, к об­щественному сознанию. На этом пути родители и учителя учат его, что приемлемо в обществе, а что — нет. Если эти правила поведения находят­ся в согласии с общественной практикой, а не вво­дятся в жизнь грубо, то это не вызывает наруше­ний в личности ребенка. Так как человеческие существа являются общественными созданиями, большинство из них хотят жить и поступать в соответствии с этими правилами, даже если это вле­чет за собой утрату свободы.

Каждая религия ставит себе целью примирить человека с тем, что борьба со страданием является неизбежной. В монотеистических религиях пред­лагается решение этой проблемы таким образом, что человек отдает свою судьбу в руки Бога, игно­рируя свой эгоизм и веру в собственную силу. Во­сточные религии также советуют игнорировать свой эгоизм и власть. В индуизме и буддизме целью является соединение индивидуального "я" с уни­версальным сознанием, через стремление к отож­дествлению себя с Брахманом или Буддой. В ки­тайской философии целью является отыскание равновесия между двумя противоположными си­лами природы — инь и ян. Во всех религиях клю­чевым моментом является смирение.

Насколько мы не замыкаемся в себе и не отгора­живаемся от мира, путь добрых дел и добродетель­ность жизни, моральность поступков является единственным способом достижения успокоения ума и настоящей духовной жизни Для описания позиции, охватывающей эти духовные ценности, я использую термин gracioitsness — блаженство. В этом разделе я намереваюсь провести идею, что су­ществует биологическая основа для этого пути. Я считаю, что личность, будучи естественным обра­зом блаженной — gracious, является также есте­ственным образом обаятельной, полной iрации — grateful.

На животном уровне жизнь переживается с под­сознательной правдой. Подсознательная честность означает, что животное действует в соответствии с тем, что ощущает как правильное и приятное. По­добным образом живут и функционируют и ма­ленькие дети. Однако вместе с развитием эго и познанием того, что такое хорошо и что такое пло­хо (в представлении родителей), они больше не могут основываться на подсознательных, происте­кающих из глубины организма, правилах. Как об­щественные существа, мы не можем делать всего, что нам хотелось бы. Даже в некоторых животных сообществах молодые особи обучаются кодексу поведения, который регулирует отношения внутри группы с целью сведения к минимуму конфлик­тов Намного более сложному человеческому об­ществу требуются более развитые нормы. Подсоз­нательная интеграция должна быть дополнена интеграцией сознательной — правилами. Однако правила, которые человек принимает и воплощает в жизнь, не могут противоречить подсознательной интеграции его тела, так как это вызывает у него серьезные сложности.

Блаженный человек — это человек с правила­ми, который в своем поведении руководствуется кодексом, происходящим из внутреннего ощуще­ния того, что хорошо, а что плохо Его кодекс мо­жет содержать моральные установки созданные его окружением, если только они согласуются с его собственным чувством морали. Например, боль­шинство людей принимают такие моральные уста­новки как не убий, не укради, не лжесвидетель­ствуй, не прелюбодействуй и т. д. Подобные основы полностью соответствуют личному чувству интег­рации. Мой учитель Вильгельм Райх сказал мне однажды: "Лоуэн, если не можешь сказать правду, не говори ничего." Если мы решили не получать корысти от лжи, несмотря на то, что ложь бы отплатилась, мы делаем сознательный выбор. Мы вы­бираем правду, так как это укрепляет интеграцию эго и тела, сознательного ума и подсознательных инстинктов.

Личность без правил функционирует в катего­риях своих непосредственных потребностей и же­ланий. Этот тип действий характерен для невроти­ческих особ, которые мыслят исключительно в категориях собственной личности. Это является также характерной чертой инфантильного поведе­ния. В противоположность маленьким детям, взрос­лые могут откладывать на более поздний срок по­лучение удовольствия. Когда ребенок голоден, он сразу же хочет что-то съесть. Он может есть все, что попадается под руку. В то же время взрослый может переносить голод до того момента, когда пища и способ ее получения удовлетворят его ожи­дания.

Способность откладывать получение удоволь­ствия или логически из него возникающую спо­собность переносить боль и фрустрацию является функцией эго. У младенца эго еще недостаточно развито для того, чтобы оно могло тормозить чув­ства и импульсы. Развитие эго происходит в тече­ние трех лет, между тремя и шестью годами. Та же самая энергетическая пульсация, которая вызыва­ет доминирование генитальности, устанавливает также гегемонию эго. У нарциссической личности это развитие заблокировано кровосмесительным характером эдиповой ситуации, которая вынужда­ет '"я" отделяться от своей генитальной основы. Это отделение нарушает, как мы видели, интегра­цию личности и отрезает эго от своей основы в теле. Сдерживаться становится очень трудно, если не невозможно, следствием чего является невоз­можность установления правил.

Правила увеличивают приятные ощущения и удовольствие посредством сдерживания импульса сиюминутного удовлетворения. Как мы показали на примере секса, удовлетворение будет максималь­ным, если тело человека и вся его личность сексу­ально возбуждена другим человеком. Сдержива­ние начального возбуждения позволяет углубить это чувство. В его наиболее глубокой точке вовле­кается сердце, и чувство перерастает в любовь. Это означает, что чувство любви к партнеру является необходимо для полного расслабления в оргазме. То же самое относится к любой другой активнос­ти. Только вкладывая сердце в то, что мы делаем, мы можем достичь чувства полного удовлетворе­ния и самореализации.

Личные правила являются важными и с другой точки зрения. Возьмем, например, человека, кото­рый влюбился по уши в жену приятеля Если он подумает, что сексуальная близость ранит прияте­ля, он будет не в состоянии продолжать связь. Сексуальное вовлечение в этих условиях наруши­ло бы удовольствие. Можно найти много доводов, чтобы объяснить такую сексуальную связь. Супру­жество может быть несчастливым. Можно также утверждать, что любовь должна перевесить все дру­гие аргументы. Однако человек с правилами будет поступать согласно им. Другие варианты поведе­ния он почувствовал бы неподходящими. Произош­ло бы расщепление его личности, одна часть кото­рой говорила бы "да", а другая — "нет". Как мы видели, такое расщепление разрушает интеграцию личности.

Недостаток правил явно виден у мужчины, ко­торого называют "бабником", и у женщины, часто меняющей партнеров. В том и другом случае сек­суальная активность возникает из-за недостатка чувств и является попыткой оживить сексуальные ощущения. Женщины, которые вели распутную жизнь, часто говорят, что перестали бы так посту­пать, если бы оживили свои сексуальные чувства. Мужчине, который гоняется за женщинами, мо­жет казаться, что он является самцом, но на деле это не так. Вследствие того, что он не может сдер­жать возбуждение, он не достигнет удовлетворе­ния в половом акте и из-за этого вынужден далее бегать за женщинами в призрачной надежде, что найдет удовлетворение через секс. Радость секса доступна только тем, кто переполнен любовью и разделяют эту любовь с партнером. Ничего странного, что распутных людей рассматривают как лю­дей без правил.

В биоэнергетике термин "интеграция" исполь­зуется для описания беспрепятственного движения возбуждения в теле от головы до стоп и обратно. Мы имели возможность увидеть, что у многих лю­дей этот поток нарушен напряжениями, которые отделяют голову от грудной клетки и грудную клет­ку от таза. Эти расщепления явно видны на повер­хности тела, а не в глубине организма, где сердце посредством артерий и вен соединено со всеми ча­стями тела. Однако человек с такими напряжени­ями, не осознает своего основополагающего един­ства. В процессе терапии, когда энергетический ток восстанавливается, такой человек часто неожидан­но заявляет: "Я чувствую себя полностью соеди­ненным, цельным." Основа интеграции опирается на ощущении целостности. Без такого единения человек не сможет почувствовать разницу между тем, что хорошо и что плохо, несмотря на то, что он может это знать на уровне мышления.

У некоторых утрата интеграции является такой мучительной, что их поведение становится полно­стью лишенным правил. Они начинают руковод­ствоваться максимой "все дозволено". В психиат­рической литературе таких людей описывают как нарциссические личности. (Подробнее смотри в книге A. Lowen "Narcissizm: Denial of True Self. New York 1985.) В более экстремальной форме этот тип личности характеризуется недостатком совес­ти, что ведет к поведению описываемом как пси­хопатическое и социопатическое. Психопат не мо­жет отличить правды от фальши и может повторять явную ложь, будучи убежденным, что это правда. В то же время социопат не умеет отличить добро от зла. Оба они являются крайними типами, так как интеграция всех нарцистических личностей в какой-то степени нарушена их расщеплением.

Нарциссизм — наиболее распространенная па­тология психики современного человека. Нарцис-сическая личность живет, скрываясь за фасадом, цель которого с одной стороны — получение одоб­рения и восхищения, а с другой — компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого типа является мужчина, который развивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатле­ние силы, мужественности и власти. В большин­стве случаев за фасадом "мачо" скрывается поте­рянный и напуганный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чув­ством одиночества расщепляет внутреннюю интег­рацию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго, как власть и ус­пех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь яв­ляется то, до какой степени человек остается в кон­такте со своими глубокими чувствами и со своим телом. Чем лучше у нас с ними контакт, тем более мы интегрированный

Таким образом, ясно, что насильственное при­вивание моральных основ не может привести к успеху. Основы морали должны опираться на чув­ства, а этому нельзя научить. Я считаю, что при­вивание моральных ценностей, даже если это про­исходит дома, имеет какую-то ценность только в такой степени, в какой родители сами материали­зуют эти основы и поступают согласно им в своих отношениях с детьми. Нам не удастся научить любви, уважению, благородству или чему-либо друго­му только при помощью слов. Научить этому мож­но лишь на собственном примере. Нам не удастся научить интеграции, если мы будем игнорировать тот факт, что интеграция непосредственно связана с телом и проявляется в манере человека стоять, двигаться и самовыражаться. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ум не настолько силен, и что частые поучения не помогут что-либо понять. Бо­лее верным будет утверждение, что даже очень длительное обучение не позволяет человеку по­чувствовать справедливы или несправедливы его по­ступки, если его тело не интегрировано, так как оно расщеплено напряжениями. Вера в то, что ум осуществляет контроль над поведением, является продуктом рассудка, который не в полной мере со­единен с телом и его чувствами.

Однако существует потребность формулировать основы этики и обучать им, чтобы человеческие существа могли основывать на них свое поведе­ние. Чтобы такое обучение могло быть успешным, следует признавать ту основополагающую роль, которую тело и чувство играют во всех проявлени­ях морали. Это подчеркивает тот факт, что мораль-нос поведение развивает добрые чувства у челове­ка и одновременно приносит благо обществу, в котором он живет. Если главная цель жизни (а в этом я убежден) — быть человеком полным гра­ции и обаяния, то именно такой должна быть так­же цель образовательных программ, а не простое приобретение знаний. Мы не должны считать, что знания и власть, которую они дают, являются пу­тем "правильной" жизни. Жизнь, лишенная ос­нов, опирающихся на высокие этические стремле­ния, влечет за собой утрату наибольшего дара, который дает жизнь — радости. Не будучи интег­рированными физически и психически, мы не по­лучим глубокого удовлетворения и хороших чувств, которые дает обаятельное движение, и не получим духовного экстаза блаженства. Несмотря на свою власть и богатство, человек не имеющий этих черт, живет в мрачной тюрьме страха, недоверия и враж­дебности.

Нелегко противостоять очарованию власти и принуждению инстинктов. Все мы временами из­меняем возлагаемому на нас доверию. К сожале­нию, такое иногда бывает даже в отношениях меж­ду терапевтом и клиенткой, когда клиентка является отчаявшейся женщиной, а терапевт — не­удовлетворенным мужчиной, и оба подсознатель­но ищут любви. В атмосфере интимности, кото­рую создает ситуация, где одна сторона открывает свое сердце другой, иногда пробуждаются сексу­альные страсти, которые могут привести к теле­сному сближению. Почти все терапевты придер­живаются этического кодекса, который считает такое поведение непрофессиональным и неэтич­ным. Несмотря на то, что клиентка является взрос­лым человеком, сознательно идущим на сближе­ние, терапевт должен охранить ее от какого-либо действия со своей стороны, которое в результате нарушило бы доверие к нему и уничтожило бы те­рапевтическую атмосферу. Это моральная основа, которую каждый терапевт должен уважать, несмот­ря на свои потребности. Никто из нас не может руководствоваться исключительно чувствами, так как мы никогда не можем утверждать, является ли действие справедливым или несправедливым, пока оно не переродится в поступок. Мы не должны так­же основываться только на рассудке, так как аргументация дьявола может быть более убедительной, чем аргументация Бога Разум и чувства должны соединяться в основах, которые ведут нас к здоро­вым и правильным поступкам в жизни.

Следование основам и приспособление к ним лежит в хорошо понятном интересе личности. Это может быть также высоко духовным актом Чело­веческие существа могут получать любовь Бога к человеку через любовь, которая дарится взаимно Бог является не только всевидящим, но также и вездесущим Он во всех нас. Мистики разных ре­лигиозных направлений писали, что Бог живет в человеческом сердце. Когда мы чувствуем в сердце любовь, мы находимся в единении с Богом Когда мы любим, это часто позволяет нам соединиться со своим ближним. Обаятельная улыбка способна согреть другого человека как луч солнца. Ласко­вый поступок может пробудить и открыть душу, к красоте жизни. Обаятельный и блаженный чело­век принимает других не из чувства обязательства, а из Любви. Это не означает, что он никогда не взрывается гневом, однако его гнев — как гнев Бога — непосредственный и кратковременный. После такой бури небо становится чистым и яс­ным, а солнце светит радостно.

Душа — это имя, которое мы даем энергетичес­кой системе, оживляющей каждый организм. Ког­да мы ненавидим, наше сердце сжимается, а душа — съеживается. Когда мы ласковы, сердце раскрывается и душа воспаряет. Лучезарность лас­ковой улыбки исходит из сердца, исполненного хо­рошим чувством. Тепло ласкового человека про­исходит от его большой жизненности и малой жесткости. Невозможно быть одновременно лас­ковым и стремиться к какой-то цели. Блаженный

человек настолько терпелив, что сможет устано­вить искренние и теплые отношения со всеми, с кем встречается.

Блаженный человек чувствует, что подчиняется чему-то большему и мощному, чем он сам. Я имею в виду, конечно, Бога и веру, о которой мы говори­ли в предыдущей главе Без такой силы, что могло бы противостоять эгоизму человека, который смот­рит на Землю и на ее обитателей, как на вещи, которые можно использовать для собственных це­лей и удовлетворения? Из-за своей гордыни чело­век уничтожает Землю, от которой зависит его су­ществование. Все мы хорошо знаем проблему загрязнения воздуха, земли и воды вместе с утра­той лесов и вымиранием многочисленных живых существ. Этой разрушительной деятельности сопут­ствует пренебрежение моральными ценностями и соответствующее ухудшение здоровья и жизни людей. Депрессия стала эндемическим явлением, а многие люди почувствовали потребность возвра­щения в сторону тех или иных средств, чтобы как-то выдержать.

В западном мире жизнь подверглась значитель­ной секуляризации. Понятие духовности упрости­лось до того, что стало набором убеждений и сим­волов. В дальнейшем она оказывает значительное влияние на жизнь некоторых людей Однако веро­вания и символы являются процессами мышления, не принимающими во внимание тело. Согласно западным взглядам, тело помещается в категорию светских вещей, вульгарных и материальных. Это провоцирует расщепление между умом и телом, что, как я указал, является корнем эмоциональ­ных страданий человека.

В этой книге я хотел показать, что тело не явля­ется просто материальным предметом, который можно понять в чисто физических категориях. Нет, тело является не сосудом для духа, а духом, кото­рый стал телом. Как мы увидели, дух размещается в протоплазме, где проявляется способностью орга­низма к реагированию на среду таким образом, ко­торый служит его собственным жизненным про­цессам. Такова история жизни на Земле в течение нескольких миллиардов лет. По моему убеждению, ум со своим упором на знания и мышление, явля­ется мирским, в то время как тело священно. Не­смотря на то, что нам кажется, что мы можем вы­яснить механизмы функционирования тела, в их центральной точке находится тайна любви. Серд­це человека, где живет любовь, является также святыней в человеческом существе, в которой жи­вет также и Бог. Основой для такого взгляда явля­ется возможность человека к ощущению резонанса пульсации своего сердца с пульсацией Вселенной. Пульс жизни присутствует в каждой клетке и в каждом органе тела, однако наиболее ощутима пуль­сация сердца, и она ощущается как чувство любви Я описал живой организм как состояние контро­лируемого возбуждения, источником которого яв­ляется сердце. Это возбуждение усиливается и рас­пространяется за границы организма, когда мы влюблены. В этот момент мы ощущаем наше един­ство со вселенной Любовь является настоящим ду­ховным чувством. Я убежден, что большинство чи­тателей когда-то в своей жизни это ощутили.

Но почему только когда-то? Немного неожидан­ным является ответ, что мы недостаточно любим себя. Любовь к себе не означает самовлюбленнос­ти, проявления нарциссизма, состояния, в кото­ром недостаточно возбуждения и любви. Любить себя — означает любить жизнь и все, что живет. Мы не сможем по-настоящему любить кого-то, если мы не любим самих себя. Без любви к себе человек только принимает и ничего не отдает взамен.

С любовью к себе мы сможем достичь трех упо­мянутых в предисловии к этой книге форм грации, которые описал Олдос Хаксли- грацию животных или интеграцию, которая основывается на полном и свободном протекании возбуждения в теле; че­ловеческое обаяние, благодаря применению в жиз­ни правила "быть верным самому себе" и благода­ря перенесению этого правили на ближних через ласковые поступки; и духовного блаженства, по­средством единения с высшим порядком. Только через интеграцию личности на этих трех уровнях нам удается раскрыться к запредельности, которую мы называем "состоянием блаженства", а в сущно­сти — настоящей духовностью тела.

 

 

Содержание

Предисловие..............................................5

Введение................................................... 8

Глава 1

Духовность и грация..................................13

Глава 2

Энергия....................................................33

Глава 3

Дыхание...................................................54

Глава 4

Благодарное те л о: утрата грации.................77

Глава 5

Ощущения и чувства..................................94

Глава 6

Сексуальность и духовность..................... 117

Глава 7

Заземление: связь с реальностью.............. 139

Глава 8

Структурная динамика тела....................... 164

Глава 9

Лицом к миру..........................................195

Глава 10

Успокоение ума.......................................218

Глава 11

Любовь и вера........................................230

Глава 12

Сознание сердца......................................240

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 287. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия