ПОДГОТОВКА К БРАКУ И ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Чего человек не понимает, тем он не владеет. Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста, не менее важной, нежели подготовка к труду. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас. Обусловленное акселерацией ускорение полового созревания подростков и одновременное ослабление внешнего контроля за их поведением плюс либерализация «взрослых» норм половой морали и ломка традиционных стереотипов маскулинности и фемининности застали наше общество и школу врасплох. Нравится нам это или нет, но нормативные ориентации сегодняшних юношей и девушек существенно расходятся с представлениями их отцов и дедов. К тому же сами эти ориентации весьма противоречивы. С одной стороны, налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих, как это и предсказывал Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». С другой стороны, налицо угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности. Обе эти тенденции закономерны. Общество, в котором человек выступает прежде всего как средство или агент производства, неизбежно порождает репрессивную половую мораль. «Потребительское общество» подрывает эту репрессивность, но при этом сексуальность начинает восприниматься либо как последнее убежище человека в обезличенном, стандартном мире, либо как развлечение, спорт, игра. Формирование здоровой сексуальности, способствующей полноте жизни и продолжению рода, неотделимо от всех прочих сторон жизнедеятельности личности. Как справедливо писал А. С. Макаренко, человеческая любовь «не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» (Макаренко А. С. Книга для родителей // Соч.:. В 7 т.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.— Т. IV.— С. 246). По-видимому, половым просвещением должен заниматься специально обученный человек, врач или учитель, сама роль которого придает беседе черты отчужденности, безличности: сообщается не- которая система знаний, а как ты применишь ее к себе— никто тебя не допытывает, захочешь — можешь спросить. И конечно, необходима (и дома, и в библиотеке) доступная литература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам. Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Старшеклассники должны не только знать биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т. д. Половые отношения — сфера деликатная, здесь часто проявляется то, что еще Ф. Энгельс называл «ложной мещанской стыдливостью» (Энгельс Ф. Георг Веерт// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—Т. 21.— С. 6). Некоторые родители и учителя выступают против полового просвещения в школах, так как все необходимые знания якобы содержатся в курсах биологии, а наши предки без них отлично обходились. Однако медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки дремуче невежественны в вопросах анатомии и физиологии пола, не говоря уже о психологии, деторождении и уходе за младенцами. По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана (1979), главными источниками информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи: о родовом акте — в 40 процентах случаев, роли отца — в 86 процентах, сущности беременности — в 30 процентах, поллюциях — 85 процентах, половом акте — в 73 процентах, половых извращениях — в 63 процентах, признаках беременности — в 40 процентах, противозачаточных средствах — в 65 процентах. Между тем информация, получаемая от сверстников, всегда неполна и очень часто ошибочна. Нравится нам это или нет, половая жизнь начинается сегодня, как правило, до брака и нередко — до окончания школы. Предотвратить это школа не может, но она обязана предупредить своих питомцев о связанных с этим проблемах. Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнеров способствуют распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путем. В детской среде ежегодно регистрируется около 14 тысяч венерических заболеваний; 66 процентов больных — девочки (А. А. Лиханов, 1988). В последние годы у нас, как и в других странах, резко увеличилась заболеваемость так называемыми «малыми» венерическими заболеваниями. Они часто протекают бессимптомно, поэтому «накапливаются» по 3—4 сразу и очень плохо поддаются лечению, вызывая в дальнейшем бесплодие, врожденные уродства и заболевания у детей. Для девушек-подростков сексуальная неразборчивость означает повышенный риск злокачественных опухолей матки. Грозную опасность для всех представляет СПИД. Запугивать подростков опасностями половой жизни не следует, но рассказать им о них, равно как о доступных способах предохранения — необходимо. Неизбежное следствие относительно ранних половых связей при низкой сексуальной культуре — увеличение количества случайных и нежелательных беременностей среди несовершеннолетних. У нерожавших женщин в Перми в 1981 г. 61,7 процента всех учтенных беременностей начались вне брака; в младшей возрастной группе 16—17-летних доля внебрачных зачатий составила 95,6 процента. Конечно, «покрывать грех» нередко приходилось и раньше, а современная молодежь придает юридическому оформлению своих отношений гораздо меньше значения, чем старшие. Однако незапланированные беременности несовершеннолетних часто влекут за собой серьезные человеческие трагедии. В одном случае прибегают к аборту, а каждый шестой аборт среди нерожавших женщин приводит к бесплодию, в другом выход находят в вынужденном и часто непрочном «браке вдогонку», в третьем случае юная девушка обрекает себя на нелегкую судьбу одинокой матери. Можно ли решить эту проблему только моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии? Безусловно, нельзя. Нравственное воспитание не заменяет информации о противозачаточных средствах. Дефицит такой информации и самих контрацептивов повышает не уровень общественной морали, а число абортов (СССР занимает по этому показателю одно из первых мест в мире) и исковерканных судеб юных матерей и их младенцев. Более всего внебрачных рождений приходится на возраст 15—19 лет. Средняя «стоимость» ребенка до семи лет составляет в городе около 90 рублей в месяц. Юная мать-одиночка, не имеющая поддержки семьи, такими средствами, как правило, не располагает. Надо ли удивляться тому, что многие из них становятся «кукушками», отдают своих детей в детские дома, а то и хуже. По данным Минздрава РСФСР, 7 процентов детей, помещенных в дом ребенка, — подкидыши. А ведь нежелательных беременностей можно избежать... Нравственный ригоризм («нельзя допускать ранних половых связей»!) превращается, таким образом, в свою противоположность, способствуя росту общественного и индивидуального неблагополучия. Подготовка к браку и семье, частью которой является половое просвещение старшеклассников, — трудное дело, здесь много спорного и неясного. Но, как и всякая прочая работа, она предполагает высокий профессионализм. Страусова позиция — не вижу, не знаю, не признаю! — не только нереалистична, но и глубоко безнравственна.
|