Формирование характера. С.Л. Рубинштейн полагал, что «характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений»
С.Л. Рубинштейн полагал, что «характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений». Открыть путь к пониманию становления характера можно, обратившись к побуждениям и мотивам поведения. При этом начинать надо не с личностных, субъективных мотивов, а с ситуационных, определяемых стечением внешних обстоятельств. Основной вопрос психологии характера заключается в том, как побуждения и мотивы, связанные с обстоятельствами, в которых человек оказался, превращаются в устойчивые свойства характера. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку — это и есть индивидуальная черта характера в ее генезисе.Чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях». Характер человека — и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действиях, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера. Психологический механизм формирования характера точно схвачен в русской пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу». В описанном В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым психологическом механизме форми-рования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношение субъекта к существенным целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, — это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. «Путь к формированию характера, — делает вывод С.Л. Рубинштейн, — лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закреп-ление поступков». В этом тезисе содержится целая программа воспитательной работы по формированию характера. Основное направление работы состоит в отборе и закреплении социально и психологически ценных мотивов поведения путем их генерализации (обобщения), перевод их в привычки, в устойчивые и фиксированные способы поведения. Понимание характера как совокупности устойчивых форм, способов поведения, реализующих те или иные побуждения и мотивы, присуще многим отечественным психологам. Такое понима-ние характера можно найти в работах Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина и др. Определяя место характера в структуре личности, А.Г. Асмолов рассматривает его как своеобразный инструмент: «Под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы». Как устойчивое целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека, который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека всегда исходит из определенных потребностей и мотивов, включает определенный образ мыслей, чувств и побуждений. Следовательно, в число существенных, устойчивых свойств человека, черт его характера входят также интеллектуальные (рациональные) и эмоциональные свойства. Они составляют типичные, характерные свойства рационального и эмоционального отношения субъекта к миру, другим людям и к себе, характерные способы осмысления и преобразования действительности. Так, рассудительность, благоразумие, легкомыслие, будучи особенностями мыслительной деятельности, являются в то же время и чертами характера субъекта. Наиболее ярко взаимосвязь характера с другими психологическими образованиями человека проявляется на примере воли. Воля составляет основу характера человека, придает ему определенность и завершенность. Способы произвольного поведения становятся устойчивыми свойствами, существенными характеристиками данного субъекта. Волевые качества человека — инициативность, организованность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др. — обобщенные способы поведения субъекта в ситуациях, требующих произвольной регуляции действий, — определенная форма субъектного действия. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость.По словам С.Л. Рубинштейна, в волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой — проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и пр. Действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.). Характер человека формируется прижизненно, в процессе общения и взаимоотношения с другими людьми. Иметь характер — значит, заявлять о себе другим, о своем отличии от всех.
|