Виды и структура способностей
Вопрос о классификации способностей человека довольно сложен из-за их разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Принципами ее построения являлись: - различия в основных видах деятельности; - различия, связанные с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности; - операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов с последующим факторным анализом. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко отмечают следующие два варианта классификации способностей: 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные); 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литера-турные, художественные). Р.С. Немов, дифференцируя способности, различает природные (естественные способности) и специфические способности, имеющие общественно-историческое происхождение. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и другие. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, внутри их уже выделяются конкретные виды. Классификация способностей, освещенная В.Г. Казаковым и Л.Л. Конд-ратьевой, показана на рис. 5.
Рис.5. Классификация способностей
Общие элементарные способности — это способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей — соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком. Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать размеры зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения. Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Специальные сложные способностиприсущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Р.С. Немов дает характеристику и другим способностям. Теоретические и практические способности различаются тем, что первые предопределяют склонности человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Учебные (репродуктивные) и творческие способности различаются тем, что одни определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Говоря об учебных способностях, мы имеем в виду не только постижение основ наук в школе или вузе (как присвоение готовых знаний и умений), но и профессиональную подготовку. Речь идет о способностях к воспроизведению уже отработанных действий, способов, суждений и т. п. Творческие (креативные) способности. Понятие креативности было введенов 50-х гг. Гилфорд принципиально разделил мышление на конвергентное (логическое, направленное на поиск единственно верного решения) и дивергентное (творческое, способное предлагать множество идей и решений). Так было положено начало разграничению понятий «интеллек-туальная одаренность» и «творческая одаренность». Одним из наиболее известных исследователей креативности и создателем многих методик ее диагностики является американский ученый Э. Торранс (родился в 1915 г.). «Креативность, — писал он, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». При оценке креативности современные психологи учитывают такие параметры, как: продуктивность — способность генерировать максимально большое число идей; гибкость — умение легко переходить от одних задач к другим, часто очень далеким по содержанию; оригинальность — возможность предлагать новые, неожиданные, отличающиеся от общепринятых идеи. Особым видом креативности можно считать способность критически и творчески разрабатывать уже существующие идеи. В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки: богатый словарный запас; перенос усвоенной информации в другие области; организация информации; чувствительность к противоречиям; использование альтернатив при принятии решения; критичность мышления; высокую любознательность. В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через: эмпатию; толерантность к другим мнениям и действиям; склонность к самоанализу; чувство юмора; уверенность в своих силах; наличие внутренней мотивации. Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Способности имеют комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонен-тов. Структуру той или иной способности составляет совокупность психических качеств, необхо-димых для успешного выполнения деятельности. Например, структуру математических способ-ностей составляют умственные качества, обеспечивающие усвоение соответствующей информа-ции (формализованность восприятия, схватывание формальной структуры задачи), переработку математической информации (логическое мышление в сфере количественных и пространственных отношений, быстрое и широкое обобщение математических объектов, отношений, гибкость мышления в математической деятельности, экономичность и рациональность мышления), хранение математической информации (математическая память), математическую направленность ума (по В.А. Крутецкому). Например, в тех же математических способностях, у одних людей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса, у других — логичность и доказательность, у третьих— память на математическое содержание и оперирование им. При этом способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию сочетания психических качеств. Если в структуре математических способностей ведущее место занимают качества познавательных процессов, обусловленные врожденными данными, то в структуре ряда других способностей ведущими становятся социально обусловленные качества. Л.И. Уманский указывает, что в структуре организаторских способностей ведущими являются наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание — компоненты, на формирование которых значительно влияет социальный опыт. Способности к обучению, взаимодействию с другими людьми, предметно-деятельностные и предметно-познавательные способности также в наибольшей степени социально обусловлены. Как пример способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми и располагать их к себе, влиять на них. Е.А. Корсунский установил структуру литературно-творческих способностей, которую сос-тавляют: литературно-творческая направленность, речевые способности, литературно-творческое воображение, образное мышление, эмоциональность, художественная интуиция, единство словесно-образной и эмоциональной памяти, способность к эмпатии, способность предвидеть и учитывать читательское восприятие, владение техникой литературного труда, способность критически воспринимать написанное, способность совершенствовать написанное. Как видно, в структуре литературно-творческих способностей представлены как природно, так и социально обусловленные компоненты. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости взаимо-действия природных и социальных факторов в формировании способностей, преобладающее влияние каждого фактора обусловлено видом и структурой конкретных способностей. Основные концепции способностей непосредственно связаны с методами их диагностики. Для изучения способностей человека чаще всего используются разнообразные тесты. Часть из них предназначена для изучения и оценки общих способностей, другие — для характеристики специальных способностей. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие способности, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности. Общие способности исследуются, например, с помощью тестов общего интеллекта. Все они в основном предназначены для определения словесно-логического и образного мышления. Есть немало тестов на внимание, память, другие психические процессы. Они также дают представление об общих задатках и способностях людей. Специальные способности могут изучаться с помощью тестов, которые, как правило, одно-временно свидетельствуют и о соответствующих задатках у человека. Например, тесты на специальные музыкальные способности включают в себя оценку музыкального слуха, голоса, чувства ритма и многих иных умений и навыков. В данном случае музыкальный слух и голос человека — это музыкальные задатки. Специальные технические способности исследуют с помощью простых заданий на техническое мышление, а также задач, связанных с чтением чертежей, с конструированием технических устройств, с разработкой технологий, с практическим изготовлением чего-либо. Специальные художественно-изобразительные способности определяют с помощью оценки глазомера человека, зрительной памяти, цветового зрения, решения практических изобразительных задач, причем глазомер, зрительную память и цветовое зрение в данном случае можно рассматривать как задатки к развитию художественно-изобразительных способностей у человека. Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший успех в работе обусловлен не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.
|