Влечения, желания, хотения
Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания и хотения. Как и в отношении других психологических понятий, связанных с мотивацией, их толкование далеко не однозначно и имеет длинную историю. Попытку разобраться в понятиях «желание» и «хотение» предпринял еще И.М. Сеченов в 1863 году в работе «Рефлексы головного мозга». И то, и другое он рассматривал в аспекте произвольного управления поведением и действиями и, с точки зрения развиваемой им рефлекторной теории, считал, что и желание, и хотение являются рефлексами без конца, без удовлетворения. «Желание в страстном психическом акте то же, что мысль в обыкновенном - первые две трети рефлекса», - писал И.М. Сеченов. При этом он явно не отождествляет желание и хотение с органической потребностью (нуждой). В желании И.М. Сеченов видит две составляющие: «томительное ощущение» (ощущение нужды) и образ (представление) того, что человек желает, т.е. цель. В то же время он ставит желание в один ряд с намерением. И.М. Сеченов пишет, что желанию и хотению часто придают различные значения. Про желания говорят, что они капризны и противятся воле. Хотение, наоборот, часто принимают за акт самой воли: я хочу, но не исполню своего желания; я устал и мне хочется спать, а я продолжаю бодрствовать. Считают, что человек, если захочет, может поступить противоположно своему желанию. Рассмотрение влечений, желаний и хотений как различных форм потребностисвязано, прежде всего, с именем С.Л. Рубинштейна. Все эти три формы отражают, с его точки зрения, стадии развития потребности. Влечение - это начальный этап в осознании потребности, переходная форма от органических ощущений к более высоким формам - желанию и хотению. По С.Л. Рубинштейну, при влечении предмет, способный удовлетворить потребность, еще не осознается. Но в то же время он пишет, что содержащаяся во влечении направленность не заложена в индивиде сама по себе, вне его связи с внешним миром, а фактически порождается потребностью в чем-то, находящимся вне индивида. По мере того как предмет удовлетворения потребности осознается, влечение переходит в желание. В его характеристике С.Л. Рубинштейн подчеркивает прежде всего возникновение предметной определенности, т.е. осознание предмета удовлетворения потребности. Однако, хотя желание уже включает знание о цели действия, в нем еще нет готовности к достижению этой цели. Когда же эта готовность возникает, то такую потребность С.Л. Рубинштейн называет хотением. Хотение, пишет он, это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им на достижение цели. Хотение, продолжает он, имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит. Тем самым С.Л. Рубинштейн, используя понятие «хотение», подчеркивает побудительную, действенную сторону потребности. Такое деление потребностей или их активной стороны - стремлений признано правомерным рядом психологов (П.И. Иванов, К.К. Платонов, П.А. Рудик). Они считают, что влечение - это смутное малодифференцированное стремление или потребность; желание характеризуется наличием осознанной цели, но пути и средства ее достижения еще не осознаны. Когда же они осознаются, то, по П.И. Иванову, возникает хотение, а по К.К. Платонову - интерес. Влечение – тяга (стремление) к чему-либо или кому-либо без отчетливого понимания ее причины. Влечения в зависимости от их силы и устойчивости Н.Д. Левитов делит на увлечение и страсть. Увлечение - это еще более оформившееся и более захватывающее личность влечение. Увлечения имеют различную продолжительность, но они всегда ограничены временем, пишет Н.Д. Левитов. Если увлечение затягивается на длительный срок, оно обычно переходит в страсть. Страсть - это не просто продолжительное увлечение, она имеет свою особенность - силу, что сближает ее с аффектом. Это, по С.Л. Рубинштейну, одержимость, выражающаяся в любви, ненависти, скупости; в интересе к искусству, науке и спорту. Страсть может проявляться по отношению к алкоголю, наркотикам, карточной игре, коллекционированию, рыбной ловле и т.д. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель, писал С.Л. Рубинштейн, т.е. с физиологической точки зрения, это доминанта. Она не всегда приятна для человека, может осуждаться им, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о мании (например, о токсикомании) - болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном желании. Это относится и к мании величия.
|