Студопедия — Стр. 243
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стр. 243






В обнаружении физического действия ак­теру может помочь метод действенного ана­лиза, предложенный Станиславским.

«Благодаря методу действенного анализа, -утверждал Товстоногов,—мы имеем возмож­ность на самом первом этапе работы перехо­дить, так сказать, к «разведке телом». Важно руками, ногами, спиной, всем своим физичес­ким существом внедряться в пьесу и разведы­вать ее. Вот в чем сила метода. Здесь нужно с ролью в руках во что бы то ни стало добивать­ся конечного результата, и надо разобраться в том, что происходит в пьесе. Читая пьесу по ролям, не следует искать интонационную ок­раску той или иной фразы, а нужно раскрыть действенную основу роли. С самого начала должна производиться «разведка телом» че­рез действие». [8]

Что такое верное физическое действие

В основу метода Станиславского легло то положение, что всякое действие есть акт пси­хофизический. Любое движение тела (даже неосознанное, произведенное машинально, автоматически) имеет две природы — психи­ческую и физическую. Эти две природы

Стр. 244

неразрывно связаны друг с другом. Когда речь идет об обыденной жизни, в которой чело-пек чувствует себя естественно, когда ему не нужно приспосабливаться к искусственно созданным условным обстоятельствам, эти две природы разъединять нет нужды. Но в условиях сцены, где все неестественно, ненату­рально — от бутафорских аксессуаров до чу­жих слов текста роли — разделение это имеет большой практический смысл. Каковы могут быть физические действия на сцене? Точно такими же, каковы они и в жизни. Кроме сто­яния, ходьбы, бега, танца, актер может про­изводить на сцене все виды физической рабо­ты; бытовые действия — одеваться, умывать­ся, причесываться, накрывать на стол и т. д. К физическим действиям также относятся и такие, которые человек совершает по отно­шению к другому человеку: объятия, оттал­кивание, ласка, поцелуй, драка и проч. Пси­хические действия — те, которые призваны воздействовать на психику (чувства, созна­ние, волю) человека. Объектом воздействия здесь будет сознание самого человека либо же сто партнера. Верное физическое действие - то, которое точно соответствует своей психи­ческой природе.

Вот почему актера, прежде всего, должна интересовать психическая природа всякого действия. А психика напрямую зависит от тех

Стр. 245

обстоятельств, в которых находится человек. На нее воздействуют обстоятельства большо­го, среднего и малого круга. А эти обстоятель­ства для каждого человека разные. Потому и психофизические действия будут в одних и тех же условиях разные для разных людей. Б. Е. Захава писал:

«Там, где один будет подтрунивать, другой станет утешать; там, где один похвалит, дру­гой начнет бранить; там, где один будет тре­бовать и угрожать, другой попросит, там, где один удержит себя от чересчур поспешного поступка и скроет свои чувства, другой, на­оборот, даст волю своему желанию и во всем признается. Это сочетание простого психи­ческого действия с теми обстоятельствами, при наличии которых оно осуществляется, и решает, в сущности говоря, проблему сцени­ческого образа. Последовательно выполняя верно найденные физические или простые психические действия в предлагаемых пье­сой обстоятельствах, актер и создает основу заданного ему образа». [13]

Психика, сложившаяся под влиянием всех кругов обстоятельств, определяет тип и ха­рактер физического действия. Однако верно и обратное: физическое действие также мо­жет влиять на психику. Например: муж чита­ет газету, жена на кухне готовит обед. В ком­нате работает телевизор: идет любимый

Стр. 246

сериал жены. Звук его отвлекает мужа, он встает и делает тише. Жена выходит из кухни и дела­ет громче, потому что ей не слышны диалоги. Муж снова делает тише. Жена снова выходит и делает громче. Так повторяется несколько раз, пока ситуация не становится напряжен­ной и не выливается в открытый конфликт. Совершенно ясно: физические действия, совершаемые мужем и женой в начале и в кон­це, будут иметь абсолютно разную психичес­кую природу.

Бывает и так, что разные психические и физические процессы протекают одновре­менно. Например: мать готовит ужин и в то же время делает ребенку выговор за плохое поведение в школе. Понятно, что раздражен-I юе состояние матери отразится на приготов­лении ужина. Она может ронять утварь, не­сколько раз посолить суп и проч. При этом физическое действие будет влиять на пси­хику: раздражение от того, что готовка идет вкривь и вкось, будет наслаиваться на раздра­жение по поводу школьных бед ребенка. В ре­зультате мать может настолько выйти из се­бя, что может дать оплеуху ребенку, хотя, ког­да она только начала выговаривать, она вовсе не собиралась этого делать. Как видим, пси­хика и физика действительно связаны между собой, и понимание этого может сильно об­легчить актерскую задачу.

Стр. 247

Туалет актера

Для того чтобы сразу, не задумываясь на­ходить верное физическое действие в пред­лагаемых обстоятельствах, актеру нужно пос­тоянно тренироваться в выполнении самых простых действий в определенных психиче­ских состояниях. Этот тренинг должен быть ежедневным; ему нужно посвящать всего не­сколько минут; однако повторять его надо до­статочно часто. Перед завтраком, перед вы­ходом из дома, на прогулке, перед занятием в институте, перед репетицией в театре. Та­кой короткий тренинг называется ежеднев­ным туалетом актера.

Туалет актера — это комплекс упражне­ний, благодаря которому развивается сен­сорная система, то есть, органы чувств. С помощью несложных физических дейс­твий актеры постигают сложный мир внут­ренней психотехники человека. Туалет ак­тера предназначен для того чтобы чувства и действия не подделывались актером, а ес­тественно рождались из самой глубины его подсознания. Цель тренинга заключается в том, чтобы освободить тело и психику, при­учить их действовать естественно в любых обстоятельствах, в том числе и в искусст­венно созданных условиях сцены, в услови­ях публичности.

Стр. 248

Впервые термин «туалет актера» (или «ту­алет артиста») был предложен К. С. Стани­славским в книге «Работа актера над собой».

«Туалет артиста»... это ежедневные уп­ражнения, которые проделываются дома и перед началом занятий в школе для разви­тия и поддержания внутренней творческой техники. Эти упражнения являются квинтэс­сенцией тех приемов, которые подготовля­ют правильное сценическое самочувствие.

Все его составные части/которые мы на­зываем «элементами», ежедневно просмат­риваются и выверяются при «туалете ар­тиста». Сейчас, при демонстрации этих уп­ражнений, вы узнаете и поймете, из каких частей составляется правильное сценичес­кое самочувствие. Вы увидите и технические приемы, с помощью которых оно развива­ется.

Чтоб избежать лекций, мы покажем вам на примере, когда и как начинается процесс нашего творчества.

преподаватель. Ильинский и [Тузиков]. Пройдите вдвоем из самой задней кулисы, где вы сидите, сюда, на аван­сцену.

Они проходят, останавливаются на аван­сцене, не понимая, что им дальше делать, и удивленно смотрят на преподавателя.

Стр. 249

- Что это было, искусство, творчес­тво?

— Какое же тут творчество? Мы прос­то прошли, как в жизни.

преподаватель. Хорошо. Идите назад и повторите тот же проход, но толь­ко

я ввожу вам одно «если б» и го­ворю: «если б сегодня, здесь, сей­

час был не пол сцены, а речка, что бы вы сделали?»

Оба, по принципу беспредметных дей­ствий, якобы засучили панталоны, сняли обувь, носки и пошли по холодной воде из задней кулисы на авансцену. Придя туда, они воображаемыми платками отерли мокрые ноги и обулись. [1]

Ежедневный туалет актера помогает овла­деть простым физическим действием и спо­собствует рождению верного психического самочувствия.

И. Малочевская пишет:

«По словам Станиславского, упражнения на память физических действий и ощущений— гаммы нашего искусства, необходимы также, как вокализы — певцам, экзерсисы—танцов­щикам, потому что они тренируют все эле­менты системы. В этом заключена их сила. Упражнения — путь самопознания. Здесь

Стр. 251

нельзя ничего показывать, имитировать; необ­ходимо подлинно исследовать явление. Раз­рушив привычный автоматизм жизни, нужно, к примеру, проанализировать, как ведут се­бя мышцы человеческого тела, когда холодно или жарко; создавая цепь препятствий, «при­дираясь» к предметам (они, разумеется, во­ображаемые), — изучить их досконально, во всех подробностях, чтобы заново научиться совершать самые простые физические дейс­твия. А затем упорным трудом (как говорил Станиславский, с помощью тренинга и муш­тры!) добиться автоматизма действий с во­ображаемыми предметами. «Нужно трудное сделать легким, легкое—привычным, привыч­ное — красивым, красивое — прекрасным» — так можно описать принцип овладения этим упражнением. Все самое сложное создает­ся через самое простое». [10]

На основе упражнений «Туалета актера» делается множество этюдов и импровиза­ций - индивидуальных и групповых. Речь об этом пойдет в следующей главе, а пока что мы предлагаем вам группу упражнений из ежедневного «Туалета актера».

Контрольные вопросы

▲ Что такое физическое и психическое дейс­твие?

▲ Охарактеризуйте каждое из них.

▲ Как влияют друг на друга физическое и психическое действие?

Стр. 251

;Что такое верное физическое действие? Ка­ким образом можно его обнаружить?

▲ Что такое туалет актера, и для чего он ну­жен?







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия