Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на-
шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его
чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен —
это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе-
номенология — это учение о сознании, о феноменах и их смыс-
лах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она
культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль.
Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стра-
не. Из российских философов прекрасными феноменологами
были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая
занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление
жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действи-
тельно важную проблему, которая беспокоит многих.
Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир
человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе-
чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки,
мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обед-
ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про-
исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по-
нимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это резуль-
тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре-
мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что
феноменологический метод
Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово-
лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ-
екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают
либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объ-
екта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит
к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю-
чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас-
сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль-
ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ-
ект и объект даны в их соотносительности.
Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний
для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях,
созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина-
ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания.
Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб-
ки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздер-
жание со времен древних греков называется эпохе). На время
анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явле-
ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес-
ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на
предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на-
правлено на предмет.
Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло-
гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос-
мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную
яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек
имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто-
му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты-
вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об
этой яблоне».
Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во-
обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй-
дос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности.
На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует),
представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой-
ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает-
ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка-
кого-либо вмешательства предмета.
Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе-
реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело
в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением.
Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не-
что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно-
весные знаки, в которых человек выражает свое отношение
к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.
Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы-
тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива-
ний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда-
ется совершить переход от созерцания отдельных предметов
к их смыслу? Благодаря интуиции.
Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли
не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука-
зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на' книгу,
утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме-
та — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,
«лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че-
ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным
созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца-
ниях.
Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки»,
затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого
полученный эйдос возвращается предмету, что и означает со-
хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока-
зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди-
алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по
сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыс-
лоемки.