Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ





3.1. Философия эпохи возрождения

два центра: Бог и человек

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух-
вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа-
ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те-
перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време-
ни в центре философских изысканий ставят человека (по-грече-
ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз-
рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому,
что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но-
вому времени.

основные идеи возрожденческой Философии.

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден-
ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен-
но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей
интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь-
ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче-
ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого
философского интереса во многом определились переходом от фе-
одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин-
дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась
особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг
в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как
первостепенного достоинства человека. В средние века считалось,
что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают
по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно
Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст-
ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения


стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар-
до да Винчи
— живописец и изобретатель, Микеланджело — жи-
вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож-
дения. В средние века была широко распространена моралисти-
ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ-
ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест-
венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком
благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание
от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план
не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла-
бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом
искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его
красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига-
ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри-
мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в* Ватика-
не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта
Дюрера
(«Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал.
Как внимательно относились художники к человеческому телу:
Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де-
лил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще-
еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз-
зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос-
ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел
длительную предысторию в античности и средневековье, но как
широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити-
ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва-
ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи-
альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити-
ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика,
т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении
достигнуть справедливого общественно-государственного устрой-
ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также
поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих
отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба,
взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса
и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче-
ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.


О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде
всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита-
льянской почве античное культурное наследие, особенно фило-
софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-
кура.
А для этого необходимо было детально изучить греческий
язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не мень-
шим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение»
(по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преем-
ственности. Презрительное раннесредневековое отношение к ан-
тичной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь
же несостоятельное понимание средневековья как исключитель-
но мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из
гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезиро-
вать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте,
они сохраняют преемственность со своими историческими пред-
шественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь про-
должается. В истории развития философских идей всегда име-
ется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть го-
лословными, приведем пример. Разве не античные мыслители под-
готовили основу для средневековых теоцентрических представ-
лений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления,
умения развивать единый логический принцип, понимание еди-
ного как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться моноте-
изм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его
творческой сущности явно определяются представлениями о твор-
ческой силе и всемогуществе Бога.

3.2. Философия от декарта до канта
(XYII-XYIII ВВ.)

рене декарт - основатель Философии







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 719. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия