Греческое слово «Библиа» означает «книги», они составля-
ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом
человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично-
сти, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства
читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философ-
ской значимости.
1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз-
начает одно, единое). Античному признанию существования
многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только хри-
стианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка-
ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь
не случайно философия приобретает монотеистический вид.
В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего
в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари-
стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич-
ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо-
нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по-
нимания субъективного.
2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий
слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа-
ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв-
лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не те-
оцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом
опять же усиливает личностное начало.
3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — уче-
ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита-
ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо-
фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Плато-
на — мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво-
рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе
идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается
яркая жизнь.
4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре-
мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи-
тался враждебным вере. Вера — слово итальянских корней
и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы-
вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей-
час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость
их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то
считает истинным. Вера — это личностное самоопределение че-
ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне-
вековая философия впервые разработала проблематику веры.
5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за-
веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб-
ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали,
вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел-
лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.
6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо-
ральный закон — это закон самой природы, который и на сто-
роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане
считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен
перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти-
ка долга перед Богом.
7. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все-
го совесть. Совесть — это познание, сопровождающее связь че-
ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не
встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет-
хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. Мы
приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть — это но-
вое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре-
ховность, а значит, и пути ее преодоления.
8. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит,
тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве-
нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три
главные ценности христианства — веру, надежду и любовь,
но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где
символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато-
на любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга
к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога,
реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов
ваших».
9. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание,
упование на будущее, это переживание времени. В античности
время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории
нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо-
гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере-
ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес-
са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени-
ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как
осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе-
ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее,
чем античное.
10. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере-
ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности,
а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича-
стность к божественному посредством веры, надежды и любви.
11. Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм —
это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает
буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию.
Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Ада-
ма и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама
и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вме-
няется в вину всем людям. Адам в символическом виде представ-
лял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет
символическое значение, он заменил собой всех.
Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста-
точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате-
риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста-
новится широко распространенным способом постижения дейст-
вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем
самым он учился распознавать отношения. Действительно, если
А указывает на В, то это означает, что А и В находятся в опре-
деленном отношении.
Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи-
анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста-
вила новый образ человека, который во многих отношениях
превосходил античные представления.