Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ





Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув-
ственное переживание человека, связывающее его с тем, что


для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего
имеются в виду Бог и Вселенная). Похоже, что без мистики не
обходится ни одна из религий. Но при этом существует доволь-
но значительная разница между западной и восточной мистикой.

В западной мистике, а сюда относят обычно христианство, а по-
рой также иудаизм и даже ислам, мистик утверждает, что он встре-
тился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем
он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят
индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских рели-
гий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или
мире: Я есть Бог и Бог есть Я. Западный мистик оставляет меж-
ду собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик
напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его
восточный оппонент.

Более подробный анализ природы мистического не входит в на-
шу задачу. Отметим лишь, что в ведущих современных философ-
ских направлениях к мистическому относятся без особого энту-
зиазма. Современные философы чаще всего относят мистическое
к компетенции религии.

СУДЬБА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вме-
сте с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рас-
смотренных нами философских школ, платонизма, аристотелиз-
ма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они
в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но дав-
ление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи
теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил
сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем
было предписано под страхом ссылки вернуться «в лоно нашей свя-
той церкви». На продолжительное время античной философии бы-
ло суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Античная философия синкретична, это означает, что для
нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем,
чем для последующей философии. В современной философии про-

Uuml;


водится обстоятельное расчленение мира, например на мир при-
роды и мир человека. Для каждого из этих миров характерны
свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет при-
роду доброй, для него добрым может быть лишь человек. Антич-
ный философ, как правило, распространял этические категории
на весь космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты все-
гда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой
универсальный охват не всегда характерен для современной фи-
лософии.

3. Античная философия многого достигла на понятийном
уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристоте-
ля,
понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает зако-
нов науки.

4. Этика античности — это по преимуществу этика доброде-
телей,
а не этика долга или ценностей.

5. Античная философия по-настоящему функциональна, это
означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

6. Античная философия, как мы убедимся многократно,
не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое зна-
чение и поныне.

основные выводы

• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его ве-
щественной основе. Им не удалось объяснить социальные и ду-
ховные явления.

• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей,
на основе которой можно было объяснять не только природу, но и че-
ловека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше
понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты по-
исками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь
мудрым.

основные термины

Античная натурфилософия

МНОГОЕ ЕДИНОЕ



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Античная натурфилософия

1. В чем состоит проблема многого и единого?

2. «Все состоит из материальных субстанций». Какие достоинства
и какие недостатки вы видите в этом суждении?

3. Что можно и что нельзя объяснить числами? Рассмотрите соот-
ветствующие примеры.

4. Догонит ли быстроногий Ахилл черепаху? Пока Ахилл добежит
до черепахи, она успеет отодвинуться от первоначального места и так
бесконечное число раз.

5. Рассказывают такую легенду. Диоген объяснял своему ученику,
почему элеаты не соглашались признать факт движения. Дело было на
берегу моря, ученик сидел на песке, а учитель расхаживал перед ним.
Вдруг ученик захлопал в ладоши. Он сказал Диогену, что видит его дви-
жение, что движение, в данном случае Диогена, очевидно, глаза не мо-
гут обмануть. Диоген побил ученика палкой. За что?

6. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, поче-
му атомизм является философской концепцией.

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля

7. Почему Сократ не удовлетворился натурфилософией?

8. На какой вопрос трудно ответить в рамках этики Сократа?

9. Опишите три этапа диалектики Сократа.

10. Как объяснял Сократ свою приверженность философии нена-
силия?

11. Как можно прийти к идее «студент»?

12. Что активно по Платону — идея, материя или демург?

13. Видите ли вы какие-либо изъяны в концепции любви Платона"!


14. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно фор-
ма играет ведущую роль?

15. Какие добродетели вы цените выше всего?

16. Александр Македонский учился у Аристотеля. Учеником ка-
кого философа античности хотели бы быть вы? Почему?

Философия раннего эллинизма

17. За что греки были благодарны киникам?

18. Как вы относитесь к цинизму?

19. Какая связь существует между физикой и этикой эпикуреизма?

20. Какая связь существует между физикой и логикой стоиков?

21. Какая связь существует между логикой и этикой скептицизма?

22. Имея в виду кинизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, дай-
те характеристику своим знакомым и себе самому.

Неоплатонизм

23. Что является, согласно Плотину, сущностью всего мироздания,
в том числе человека и общества?

24. Как вы относитесь к мистике? Дайте обоснование своей точке
зрения.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1109. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия