Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей
выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придержи-
вался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко
и ясно показать, каким образом человек приходит к своим иде-
ям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам
присущи очевидные в своей истинности идеи.
Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек —
это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются про-
стые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: дан-
ный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще
сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений;
3) идеи-понятия (общие понятия).
Примером идеи объекта является, например, идея данного,
конкретного человека. Такая идея получается в результате про-
стого сложения первоначальных идей, непосредственно вызыва-
емых ощущениями.
Примером идеи отношений является идея материнства, по-
лучаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя
и ребенка.
Примером общего понятия является понятие «человек». Что-
бы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдель-
ных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и озна-
чает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и со-
ставят понятие «человек». В определении понятия «человек» ука-
зываются лишь идеи, присущие каждому человеку.
Локк — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание мож-
но за счет описанных выше операций вычленить из ощущений,
чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум челове-
ка есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.
Спор об идеях тянется через всю историю развития филосо-
фии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуа-
листы (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то раци-
оналисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приорите-
ты мышления.
галилей и Ньютон - гении механики
Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рас-
судок и его творение, наука. В Новое время наука начинает
зв
развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что да-
же ставится под сомнение наличие науки в античности и сред-
невековье. В связи с обсуждением философских проблем теории
познания для нас важнейшее значение приобретает философское
содержание созданной Галилеем и Ньютоном теоретической
механики. Они выявили одно удивительное обстоятельство.
Читатель, надо полагать, со школьной скамьи знает три зна-
менитых закона Ньютона. Для наших целей особенно важное зна-
чение имеет соотношение между двумя первыми, основополага-
ющими законами. Второй закон Ньютона записывается очень про-
сто F = та, где F — вектор силы, т — масса, а — ускорение. Но вто-
рой закон Ньютона выполняется не всегда, а только в тех сис-
темах отсчета, где тело, на которое силы либо вообще не дейст-
вуют, либо уравновешивают друг друга, остается в покое или движется
равномерно прямолинейно. Первый закон Ньютона определяет
условия, при которых справедлив второй, равно как и третий, за-
кон Ньютона. Тут и выясняется то удивительное обстоятельст-
во, встречу с которым мы обещали выше.
Оказывается, что, строго говоря, первый закон Ньютона
нельзя установить на эксперименте. Вопреки определению пер-
вого закона Ньютона силы, действующие на тело, никогда не урав-
новешиваются абсолютно точно; невозможно экспериментально
и освободиться от сил. Все это значит, что Галилей, первооткры-
ватель первого закона Ньютона, пришел к нему в результате мыс-
ленного обобщения всего доступного ему эмпирического и тео-
ретического материала.
Надо отметить, что эксперименты помогли Галилею сделать от-
крытие. Он рассматривал мысленные опыты по скатыванию по на-
клонным плоскостям тяжелых металлических шаров. Чем мень-
ше становился бы угол наклона плоскости, тем меньше была бы
величина ускорения шаров. Галилей рассудил, что шар на гори-
зонтальной поверхности будет находиться в покое или в состоя-
нии равномерного прямолинейного движения бесконечно долго.
Итак, то, что сделал Галилей, называется идеализацией, она
позволила превратить представление о механических явлениях
в теорию, объяснить их огромное множество.
Укажем еще на строение механики Ньютона:
• законы, формируемые математически;
• дедукция, подведение под закон условий конкретных ме-
ханических задач;
• сопоставление теории с результатами экспериментов.