Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский
и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как
бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа-
ние (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели
и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философ-
ских школ.
Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, ил-
люзорен.
Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать ис-
тинными те или иные суждения, истина не существует, всякий
анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не-
состоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик со-
гласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов,
когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде,
жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических
суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность
ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный ха-
рактер.
Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скеп-
тик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается од-
но: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молча-
ние.
неоплатонизм
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо-
фию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются
идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплато-
низм.
Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Пла-
тоном\), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее из-
вестных событий, происшедших с Христом. Значительную часть
своей жизни Плотин провел в Александрии — городе, который
часто характеризуется как место встречи греческой философии
с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим,
Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся вос-
точного происхождения мистикой.
Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде,
в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной
степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей,
Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Еди-
ное-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрас-
ного как раз и является Единое—Благо.
«Все идущее от Блага,— с пафо-
сом замечает Плотин,—· прекрасно,
само же оно — выше прекрасного,
выше даже высочайшего — царст-
венно содержит в себе весь умопо-
стигаемый мир, являющийся обла-
стью умного Духа».
Итак, есть иерархия: Еди-
ное-Благо — Мировой Ум — Миро-
вая Душа — Материя. Будучи пере-
полненным самим собой, Еди-
ное-Благо, изливаясь, переходит
последовательно в Ум, Душу, Мате-
рию. Этот процесс мнимого наливания Единого-Блага не явля-
ется чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущ-
ность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души,
Материи. Там, где нет сущности (Единого—Блага), нет добра.
Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удаст-
ся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому—Благу (Пло-
тин иногда называл его богом). Это возможно посредством та-
инственного переживания и слияния с Единым—Благом. На гре-
ческом языке таинственное означает мистическое.
Неоплатонизм является последним всплеском античной фи-
лософии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению бла-
годаря мистическому единству. Античная философия заканчи-
валась на высокой ноте Единого—Блага. Но звучала эта нота не
столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот воз-
глас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не
к античной, а к средневековой философии.