В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита-
ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима-
ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей-
шие — Парменид и Зенон (оба из города Элей), которые очевид-
ное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все
«с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали,
что многое вообще не существует. Мнение о реальности много-
го, говорили они сво^см оппонентам, является облаком чувств.
Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе во-
де
да/воздух кажется изломанной, но она на является таковой.
Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
Неужели действительно можно доказать, что многое не суще-
ствует? Элеаты рассуждали таким образом.
1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить мно-
жественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их
сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если
же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь;
снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состо-
ит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно.
Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением бу-
дет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей,
он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному выска-
зыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, бук-
вально: пара (отклонение) от доксы (мнения).
2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо дви-
жение выступает как изменение положения вещей. Опять же, го-
ворят элеаты, в данном случае Зеком, давайте логично непроти-
воречиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь?
Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?
Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сна-
чала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь
четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бес-
конечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть
в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно-
ва парадокс: стрела не летит.
Рассуждения элеатов произвели на греческих философов не-
изгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыход-
ное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апо-
рии (а, т.е. нет, и пора — щели). Если верить чувствам и прак-
тическим данным, то выходит, что стрела летит. Если же верить
уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоится. Для ищу-
щих впечатлительных греков такое положение дел было невы-
носимым. И выход из ситуации нашелся.