Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое пре-
дубеждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел
прежде всего старцев-мыслителей, затем ученых и писателей,
аспирантов, может быть, студентов вузов, но никак не всех
других, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мне-
ние еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Де-
вушка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то
сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на
каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, ко-
торые выше были названы философскими. А это означает, что
девушке или юноше приходится быть философом. Филосо-
фия — это удел человека. Вопрос в том, какой философией поль-
зуется человек и насколько умело. Неизбежный вывод — фи-
лософии следует учиться, только так можно избежать суррога-
тов философствования.
Великий немецкий философ Гегель преподавал учащимся
гимназии довольно сложную философию. И что же? Он приоб-
рел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и де-
вушки конца XX столетия достойны приобщения к высотам
философии не менее своих сверстников прошлых эпох.
э
Научность Философии
Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни
настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие
наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется вклю-
читься в этот спор, ибо это позволит углубить понимание фи-
лософии.
Что такое наука? Систематическое, доказательное и прове-
ряемое знание. Наука состоит из положений, которые так тес-
но взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения не-
противоречиво обосновываются другими; так реализуется дока-
зательность в науке. Выводы науки должны находить практи-
ческую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к на-
уке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, дока-
зательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные
признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что фи-
лософия руководствуется своими достижениями. Философы
стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы,
проверять их фактами. С этой точки зрения философию мож-
но и нужно считать наукой.
Но почему же многие отказываются признать за философи-
ей статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от филосо-
фии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики,
она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судь-
бою человека. Но может наука необязательно должна быть без-
личной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за
будущим.
Итак, главная ценность науки — истина. Поскольку в фи-
лософии этой ценности также уделяют первостепенное внимание,
мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родст-
венница науке.
Эстетичность, чнвственность Философии
Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А.Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность на- уки — истина, главная ценность искусства — красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли.
ю
Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет.
Ему, строго говоря, нет дела до того, красива ли Земля в каче-
стве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, так-
же захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства
и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, пре-
красное и возвышенное.
Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли
она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место
именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да»
или «нет». И вот почему. Философия намного меньше, чем на-
ука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять
человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чув-
ственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать се-
бя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е.
чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетиче-
ской стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на
искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусст-
во по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие
от философии занято поиском не наиболее значимого, а худо-
жественно значимого.