Выше при определении герменевтики мы использовали цен-
тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание?
Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек
может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес-
ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он
недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания.
Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во-
прос вопросов.
В науке понимание часто интерпретируют как подведение под
понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи-
зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что
здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ-
яснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным,
оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на-
просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки
герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль-
ным вопросам они расходятся.
Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре-
мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же
не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита-
ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от
нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его
обработкой в сознании.
Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин-
терес к нему (на латинском «среди сущего» — интер-ессе, ина-
че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна-
ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру-
гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понима-
ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить-
ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс-
нят нам ситуацию.
Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну?
Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст-
ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина-
че он просто придет в негодность.
Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4, уче-
ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен-
ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости,
а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс-
нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий
предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.
Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас-
крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является
в истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия...
В произведении искусства действенно про-из-ведена истина су-
щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого
изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов
сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдег-
геру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим
«истинный друг», «истинная любовь» и т.п.
вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль-
но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем
озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не-
ведомым, и прежде всего в силу своей конечности, смертности.
Понимание предполагает практическое действие, но оно с той же
необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка, интер-
претация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуаль-
ную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация
текста.
Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопро-
сов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вку-
сом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Соглас-
но Гадамеру, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его
творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы
хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для на-
хождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его ин-
терпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъек-
тивный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, понимание
достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и чело-
века. При этом надо иметь в виду так называемый герменевти-
ческий круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого
начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть.
Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас
есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста.
Наконец, следует учесть, что понимание исторично, преходяще,
временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понима-
ния. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.
герменевтика А.Ф. лосева
Для Лосева каждая вещь обладает сущностью. Сущность —
это нуждающийся в разгадке икс, который проявляет себя с по-
мощью своих энергем. Благодаря этим энергемам сущность яв-
ляется в имени. Имя есть символ сущности. В «имени — средо-
точие всяких физических, психических, феноменологических, ло-
гических, диалектических, онтологических сфер». Имя — мост
между субъектом и объектом. Лосев выделял в имени 67 (!) мо-
ментов. Вот что значит видеть в имени (слове) полноту жизни!
Любовь к слову приводит герменевтов к тому, что они опас-
но сближают философию с филологией (любовью к слову), фи-
лософия начинает пониматься как нечто среднее между наукой
и поэтикой. Герменевтика ориентирована эстетически.