Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?





Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра-
зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все
обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль-
ше проблем и неясностей.

На самом деле, разве не достаточно определить технику как
совокупность технических устройств, орудий труда, машин,
станков, сооружений? Вроде бы самодостаточны и другие опре-


деления техники, например такие: техника — это инструмент,
который использует человек для удовлетворения своих потреб-
ностей; техника — это использование природы в интересах че-
ловека; техника — это практическое воплощение наук, особен-
но естественных; техника — это двигатель прогресса. Все пра-
вильно, но недостаточно.

Философы техники обращают внимание на отрицательные по-
следствия развития техники: разрушается природа (экологиче-
ский кризис), обедняется атмосфера ценностей человека, обще-
ство становится большой машиной, мегамашиной, в которой
многим очень неуютно, техника становится вроде бы самостоя-
тельной силой, которая тащит человека невесть куда. Эти фило-
софы задают правомерный вопрос: «А действительно ли человек
понимает, что такое техника?» Логика этих философов безупреч-
на: если бы человек понимал технику, то он сумел бы как вос-
пользоваться ее достоинствами (их никто не отрицает), так и не
допустить отрицательные последствия. Но этого нет, следователь-
но, мы плохо понимаем технику. Выход один — настойчиво раз-
вивать философию техники.

Итак, пока мы не готовы дать углубленное понимание, опре-
деление техники. Видимо, ограничимся предположением, что по
аналогии с языком техника есть сложный знак, символ всей де-
ятельности человека, его ценностей.

техника как освоение вещества, энергии,
информации

Характеризуя специфику техники, как правило, подчерки-
вают, что в ней осваивается вещество, энергия и информация.
Вещество (сырье, материалы) находятся в природе в «связанном»
состоянии, поэтому его добывают, выделяют, производят в хи-
мико-технологических производствах.

Впрочем, часто человека интересует не вещество, а скрытая
в нем энергия. Разработано много способов получения энергии,
наиболее впечатляющими являются с этой точки зрения различ-
ного рода электростанции. Благодаря электророзеткам в наших
квартирах мы имеем возможность подключаться к источникам
электромагнитной энергии.

Наконец, еще одно достоинство техники — возможность хра-
нения, обработки и передачи информации, т.е. различных све-


дений. Речь идет об электронно-вычислительной технике и ре-
ализуемых на ее основе информационных технологиях. Как от-
мечал Норберт Винер, стоявший у истоков современной кибер-
нетики (науки об управлении сложными системами), «информа-
ция есть информация, а не материя и не энергия».

Замечание Винера интересно тем, что оно указывает на нео-
бычность использования современной техникой природного ма-
териала. Оказывается, манипулировать можно не только ве-
ществом и энергией, но и информацией. Что такое информация?

Из философии языка известно, что информация содержится
в предложениях. Предложение можно высказать (звуками), за-
писать буквами (на бумаге, камне и т.д.). Как выяснилось, его
можно записать едва ли не на любом физическом носителе.
Но особенно эффективной оказалась магнитная запись. Развитие
этой технологии и привело к расцвету информационной техни-
ки, что особенно зримо выразилось в превращении персонально-
го компьютера в предмет домашнего обихода. Как видим, инфор-
мация немыслима вне языка. Но язык — это весь мир челове-
ческого представления в знаковой форме. В той или иной степе-
ни это относится и к информационной технике. Информацион-
ная техника есть символ деятельности человека
.

Обратите внимание, как хитро использует человек природный
материал в информационной технике — он записывает на нем
посредством определенного языка в виде сведений, информации
свой человеческий мир. Так человек умудряется выразить себя
в природном материале.

обзор: интерпретации природы техники

Рассмотрим теперь интерпретации техники профессиональ-
ными философами. Любое понимание техники есть своеобраз-
ная интерпретация, универсального понимания техники не су-
ществует.

• Начнем, как обычно, с античности. Когда на вопрос Хе-
рефонта жрица-прорицательница Пифия в храме Аполлона
в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это
было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, по-
шел смотреть на работу ремесленников. Убедившись, что ремес-
ленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, одна-
ко, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в зна-


нии общего, идей. Аристотель придерживался также точки
зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению
действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием
и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже
мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание
общего.

• В средние века техника считается отблеском божественно-
го творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему со-
храняет вторичное значение.

• В Новое время человек видит в технике преимущественно
силу своего собственного разума и своих инженерных способно-
стей. Техника выступает как прямое продолжение науки и же-
лания человека господствовать над природой. Техника сама при-
обретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс
приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества
оказываются производительные силы, средства производства,
а это — техника.

• Особый интерес представляет для нас интерпретация тех-
ники в XX веке, ведь только в то время философия техники ста-
ла самостоятельной философской дисциплиной.

Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с ана-
лизом техники на двойственность человека — он отличен от при-
роды и вместе с тем посредством техники он с ней сливается.

Вот здесь-то и скрыта одна из проблем: человеку надо опа-
саться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту
важную мысль очень ясно формулировал Карл Ясперс: «...тех-
ника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед со-
бой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предше-
ствует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она
сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Имен-
но поэтому ее следует направлять».

Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что содержание
технике придает сам человек.
Вопрос в том, какое именно со-
держание человек придает технике, не готовит ли он сам себе ка-
тастрофу?

• Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек прида-
ет технике негативное содержание. Происходит это следующим
образом: богатый жизненный мир человека переводится в науч-
ные понятия, затем на основе этих понятий создают технику.
В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивает-
ся кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход


из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для
этого и наука, и техника должны сотвориться как полноценные
знаки жизненного мира человека. Техника — это обычно бед-
ный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью.
Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая фи-
лософия.

• Лидер герменевтов Хайдеггер не меньше Гуссерля недово-
лен современным состоянием техники. Он считал, что человек,
создав технику, поставив ее перед собой, не удосужился проду-
мать вопрос о ее природе. Между тем «сущность техники вовсе
не есть что-то техническое...». Хайдеггер предлагает вновь
и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техни-
ки. Его мечта состоит в том, чтобы техника была сродни искус-
ству. Человек использует в искусстве природные материалы, но та-
ким образом, что именно истинно человеческое определяет ли-
цо искусства.

Философы-аналитики обычно рассматривают технику не са-
му по себе, а в цепочке: наука — логика — язык — техника —
техническая рациональность — информационная интерпретация.
Это означает, что техника рассматривается как прямое продол-
жение той рациональности, которая заключена в науке, логике,
языке. Сама эта рациональность понимается в русле информа-
ционных наук. Философы-аналитики смотрят на будущее тех-
ники намного более оптимистично, чем феноменологи и герме-
невты.

• Из русских философов конца XX века интересный подход
к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть раз-
виваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это оз-
начало, что сначала нужно выработать правильную мысль (что
достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а за-
тем разработать, причем непременно, программу действий. Ще-
дровицкий
был единственным, кто прямо и без обиняков заяв-
лял, что современная философия должна быть организована так
же, как технические науки. В таком случае она действительно
приобретает практический характер.

• Итак, все философы техники едины в одном: техника есть
знак самого человека,
но далеко не всегда удачный знак. В фи-
лософии все видят ключ к гармонии техники и человека. Чело-
век не должен в технике забывать самого себя.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия