Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода».
Природа — это то, что находится при роде человеческом,
то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые при-
сущи исключительно человеку (и обществу), в природу не вхо-
дят. Человек природен в силу своего физико-биологического со-
держания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает
сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимо-
отношении с природой человек реализует две свои уникальные
способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней,
«записывает» себя в нее (магнитная плата компьютера содержит
«записанную» на нее человеком информацию, скульптура сви-
детельствует об эстетических ценностях ее создателя).
Весьма близки по своему значению термины «природа» и «ма-
терия». Материя — это объективная реальность. Материя в от-
личие от природы не содержит психические явления мира жи-
вотных, в остальном природа и материя совпадают.
Итак, природа — это совокупность естественных усло-
вий существования человека и общества.
обзор: исторические формы отношения человека
к природе
• Античная философия космоцентрична, космос понимает-
ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо-
фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс-
лится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
• Средневековая христианская философия понимает приро-
ду как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога
к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои ду-
ховные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда де-
ло доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе че-
ловек средневековья не меньше, чем человек античности, под-
чинен природным закономерностям и ритмам.
• В Новое время природа впервые становится объектом тща-
тельного научного анализа и вместе с тем поприщем активной
практической деятельности человека, масштабы которой в силу
успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимает-
ся как объект приложения сил человека в соответствии с дан-
ными естественных наук, физики, химии, биологии.
• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности
человека в планетарную силу, которая не только созидает,
но и разрушает, русским мыслителем В.И. Вернадским и фран-
цузскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатыва-
ется концепция ноосферы. Ноосфера — это область господст-
ва разума. Имеется в виду, что к XX веку единство природы и че-
ловека достигло нового качественного уровня. Теперь человек дол-
жен руководить ходом природных процессов. И делать это сле-
дует на основе разума. Вера в силу разума объединяет филосо-
фов ноосферы с философами Нового времени.
Из четырех ведущих философских направлений наших
дней — феноменологии, герменевтики, аналитической филосо-
фии и постмодернизма — тема природы занимает достойное ме-
сто только в аналитической философии и герменевтике.
В аналитической философии стремятся реализовать научный,
а также научно-технический подход к природе. Ее содержание ин-
терпретируется на основе данных естественных наук. Природа —
это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом
надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Новым време-
нем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.
Герменевты рассматривают природу как включенную в бы-
тие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему пред-
стоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не
хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять
зов самой природы.
Наш краткий исторический обзор показывает, что человек все-
гда находился и находится в некотором соотношении с приро-
дой, которое он определенным образом интерпретирует. Чело-
век изначально находится в условиях, когда в силу самого фак-
та своего существования он постоянно вынужден проверять при-
роду на «человечность». С этой целью он использует все до-
ступные ему средства, в том числе и философию.
О природе толкуется не только в так называемых естествен-
ных науках, к которым относят физику, химию, геологию, би-
ологию, но и в философии.
синергетика - наука о сложном
В конце XX века все большее развитие получает синергети-
ка — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается оп-
ределенный порядок, который, однако, рано или поздно разру-
шается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении
порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флукту-
ации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях при-
обретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчер-
пав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние
неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивос-
ти происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и ин-
формации. До развития синергетики наука рассматривала отдель-
но хаос и порядок, причем основное внимание уделялось имен-
но порядку, ибо его можно описать относительно простыми ма-
тематическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарож-
дения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энер-
гии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в во-
де. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей.
Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой во-
де он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности во-
ды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения
ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается
порядок, развивается история капель, наполненных водяными
парами.
Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отноше-
ниях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают,
при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка ус-
танавливаются определенные закономерные отношения, которые
изучает экономика как наука.
Сложной системой с хаосом и порядком является любой ес-
тественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические
закономерности возникают случайным образом, одни случайно-
сти «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сто-
ронников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.
Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возник-
новение и развитие упорядоченных систем перестройкой хао-
са. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои
прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в прин-
ципе это невозможно узнать.