Студопедия — Философия классиков русской литературы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия классиков русской литературы






В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и литературным творчеством. Метафизически окрашены и многие произведения русской литературы. Особенно же органично философские идеи нашли отражение в творчестве Ф. Достоевского и Л.Толстого.

Федор Достоевский (1821 – 1881) был не только великим писателем, но и оригинальным философом, мастерски изобразившим в своих произведениях духовную ситуацию современной ему эпохи, обнажив при этом противоречия и болезни общества, основанного на грубом чистогане и угнетении народа. В его творчестве переплелись социально-политические и культурные противоречия эпохи: иногда он критикует религию, иногда защищает и превозносит ее; то не приемлет социалистические учения, противопоставляющие людей по классовому признаку, то сочувствует им. Он готов признать пользу социальных преобразований, в то же время с порога отвергает революционные средства борьбы за них и видит путь к совершенному обществу в смирении, страдании и покорности. Гуманистическая установка Достоевского проникнута неприятием деморализующей социальной атмосферы буржуазного мира, которую он определил как вторжение «золотого мешка» в жизнь людей. Он защищает униженных и оскорбленных и тут же выдвигает идею длительного страдания, якобы необходимого человеку для подавления своей греховной природы и обретения подлинного счастья. Отправной пункт преодоления разлада в социальном и духовном бытии человека Достоевский видит не во внешнем преобразовании общества, а прежде всего во внутреннем преображении личности.

Наиболее важной темой его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но основное для него – не физическое существование человека, и даже не те социальные коллизии, которые с ним связаны, а внутренний мир человека. Подлинная и высшая сущность человека и его ценность заключены в его свободе, в жажде и возможности своего собственного самоутверждения. Но природа человека такова, что «отпущенный на свободу», он тотчас бросается бунтовать против существующего порядка. Именно тут начинает проявляться его скрытый индивидуализм и раскрывается противоречивость его природы и самой свободы. Неограниченная свобода ведет к своеволию, этическому анархизму, тем самым переходит в свою противоположность. Это путь отрицания Бога, стремления человека стать на место Бога, т.е. путь человекобожества, который мнит, что ему «все дозволено». Истинным путем свободы Достоевский считает путь следования Богу, путь, ведущий к Богочеловеку. Человек должен пройти испытание бременем свободы, через все страдания и муки, связанные с ней, чтобы сделаться подлинным человеком.

Другой аспект рассмотрения свободы у Достоевского касается свободы рассмотрения диалектики свободы и ответственности личности. Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, это очень тяжелое бремя и даже страдание. Поэтому люди, получив свободу, спешат поскорее от нее избавиться. Свобода аристократична, она не для каждого, она для сильных духом, способных стать страдальцами и встать на путь Богочеловека.

Эти мысли Достоевского проложили дорогу философским поискам Н.Бердяева и послужили одним из источников экзистенциализма.

Достоевский был сторонником идеи противоположности исторических судеб России и Запада, исходя из которой он развертывает программу «почвенничества». Он пришел к выводу, что доктрины атеистического социализма пригодны лишь для Западной Европы, утратившей высшие духовные ценности. Для России они не подходят, ибо в России благодаря православию и самодержавию сильна взаимная тяга аристократических слоев общества и «почвы». К числу глубинных идей русского народа Достоевский относит идею беспрерывного покаяния и самосовершенствования, идею всеобщей ответственности, взаимопомощи и всеобщих «братских связей». В своих произведениях писатель часто прибегает к проповеди всеобщей любви, очищения человеческой души путем страдания, пассивности, мистики.

Лев Толстой (1828 – 1910) не только гениальный писатель, но и глубокий мыслитель, создавший в своих произведениях «Исповедь», «В чем моя вера», «Крейцерова соната» и др. собственную философскую концепцию человека.

Творчество Толстого отразило глубокие противоречия социальной жизни России второй половины Х1Х в. Подвергая сокрушительной критике самодержавие и остатки крепостничества, гневно осуждая официальную церковь, продажный суд, коррумпированное чиновничество, Толстой, однако, выступал против насильственного революционного преобразования общества. По его мысли, насилие внутренне чуждо человеческой природе, оно порождено несправедливым социальным строем, идеологией обмана современной церкви, потерявшей нравственную почву первоначального христианства. Великий писатель согласен с французским философом ХУ111 в. Жан-Жаком Руссо в том, что «естественный человек» от природы прекрасен, добр, развращают же его дурные социальные порядки и цивилизация. Цивилизация и ее достижения – наука и техника – утратили осознание того, в чем назначение и благо людей. Ответ на вопрос о смысле жизни, без которого человек теряется в многочисленности существующих знаний, может быть получен только из совести и разума, но не из специальных научных исследований. Где же выход? – вопрошает Толстой.

Выход состоит в возвращении к естественным нормам нравственности. Нравственное самосовершенствование – вот самое главное, к чему должен стремиться человек. При этом личное благо – это не материальное благополучие, а простая, максимально близкая к природе жизнь. Этому идеалу в наибольшей степени соответствует патриархально-общинная в своей основе жизнь русского крестьянина, которая, к сожалению, теряет свою «первозданную чистоту» под давлением цивилизации. Дух соперничества и столкновения интересов вовсе не присущ человеку изначально, а является некоей социальной анатомией цивилизации. Дорога спасения от зол цивилизации – возвращение к природе, «ренатурализация» человека посредством создания условий, которые могли бы блокировать зло и благоприятствовать добру. С такой задачей общество не может справиться с помощью узды законов или просто путем развития науки и техники: необходима трансформация духа народа.

Проблемы нравственного прогресса у Толстого тесно связаны с принципом неприятия насилия как средства уничтожения зла. Отчетливо понимая необходимость изменения жизни сверху донизу, он призывал улучшать жизнь ненасильственными средствами. Революционная борьба, противопоставление насилия насилию, тем более террор ему казались бесплодными. Толстой учил, что в обществе, основанном на частной собственности, господствует капитал, ежеминутно порождающий страсть к накопительству, несправедливость, лицемерие, густую паутину отчуждения. Тем не менее, придти к торжеству равенства и благополучия возможно только через «непротивление злу насилием», только через проповедь всеобщей любви.

Мировоззрение Л.Толстого, особенно его учение о «непротивлении злу насилием» (так называемое «толстовство») имело широкий резонанс не только в России. Сторонники ненасильственных методов борьбы за справедливое общество появились в Западной Европе, Японии, Индии, к числу которых относится и выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии Махатма Ганди, называвший Толстого своим учителем.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия