Материя как философская категория. Проблема субстанции в философии.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции. Субстанция - «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства...; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему». Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения. Дуализм Дуализм - это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял субстанцию как «вещь, которая является причиной себя самой». Он выделил две субстанции: дух и материю. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом. Атрибутом (неотъемлемым, сущностным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной - протяжение. Модусами (свойствами, присущими лишь в некоторых, определённых состояниях) духовной субстанции являются воображение, чувство, желание. Модусы материальной субстанции множественны, в том числе ими являются: фигура, движение, положение и т. д. Монизм Данная философская концепция в основе бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632-1677). Согласно Б. Спинозе, субстанция одна - это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции - это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи - это состояния Бога, а Бог - внутренняя причина всех вещей. Душа человека - идея тела, то есть душа - не субстанция, а лишь модус мышления. Плюрализм В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Сам автор этой концепции - известнейший немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) - назвал своё учение «монадологией». Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны. Атрибутом каждой монады является деятельность, то есть представление, восприятие, стремление. Субстанции замкнуты на себя: каждая субстанция - это обособленная вселенная, в каждой монаде - весь мир. Только не все монады способны это осознать. Весь мир - совокупность монад: душа есть не только у человека, но у растений и даже минералов, но только у них не сознательные, как у человека, а бессознательные представления. Лейбниц выстраивает иерархию монад: минералы - растения - животные - человек - Бог. Бог - высшая монада, то есть высшая ступень разумности и сознательности. Между ступенями этой иерархии - плавные переходы, непрерывность. Монады находятся в предустановленной Богом гармонии. Мир совершенен. Степень свободы каждой монады определяется степенью ее разумности, сознательности.
57.материя и ее атрибуты: движение, пространство, время. Движение – категория философии, служащая для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя только в перемещении, изменении, взаимодействии. Впервые мысль о движении высказал Гераклит. Движение – любое изменение вообще. Характеристики движения: •возникает из самой материи •это способ существования материи •диалектически противоречиво: оно изменчиво и устойчиво, прерывно и непрерывно, абсолютно и относительно несотворимо, неуничнтожимо •всеобще Формы движения: •механическое •физическое •химическое •биологическое •социальное Однако во всеобщем потоке изменений материальных движений есть момент покоя как результата или способа движения. Движение связано с развитием. Если движение обладает непрерывностью, а также количественными и качественными характеристиками, то оно называется развитием Пространство – всеобщая форма существования бытия, характеризуется протяженностью, упорядоченность, взаимораспространением движения материальных объектов. Свойства: трехмерность, разнонаправленность, однородность, изотропность Время – всеобщая форма существования движущихся материальных тел, выражающая длительность и последовательность сменяющих друг друга явлений. Свойства: одномерность, однонаправленность, однородность Единые свойства пространства и времени: •объективность •бесконечность •безграничность •вечность •неуничтожаемость •несотворимость •противоречивость • образование единой формы существования (4хмерный континуум) всеобщность, универсальность •относительность Различают: •социальное время – время существования общества •социальное пространство – существование различных сторон и моментов социального бытия.
|