Основные идеи русской религиозной философской мысли в учениях В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева.
Как это согласно выражают прот. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и другие авторы, русские религиозные философы, на-чиная с Хомякова в особенности, исходили из той мысли, что пра-вославие означает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам культуры и жизни, построено новое мировоззрение. Н. О. Лосский выразил это в следующих словах (статья "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии"): "Основная задача русской религиозно-философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрения, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания". Таким образом, речь шла о построении действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни. Всеохватность русской религиозной философии может быть иллюстрирована следующим приблизительным списком ее ключевых тем и проблем: Проблема свободы. Свобода и необходимость. Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма). Онтологизм (в его противопоставлении дуализму культуры и бытия). Онтологический реализм (противополагаемый также и отвлеченному идеализму). Религиозный космологизм '(ожидание просветления и преображения мира). Гуманизм и его кризис. Религиозный антропологизм (в противоположность антирелигиозному или арелигиозному гуманизму). Учение о Богочеловечестве (выводы из христологического догмата). Учение о Царстве Божием. Эсхатологиэм. Проблема смерти и бессмертия. Проблема зла и страдания. Проблема этическая. Искание правды и смысла жизни. Критика эмпиризма, рационализма и критицизма. Знание и вера. Познание целостным духом. Проблема творчества. Религиозное осмысливание и оправдание культуры. Культура и цивилизация. Техника и прогресс. Нигилизм. Построение христианской - православной - культуры. Мещанство и буржуазность. Социальная правда и социальный вопрос. Социализм и коммунизм. Марксизм. Проблема революции - социальной и духовной. Революция, как религиозная проблема. Проблема власти. Анархизм и деспотизм. Либерализм и демократия. Теократия. Проблема христианского государства. Православие, католичество и протестантизм. Православие и русский исторический процесс. Православие и русская душа. Православие и русская культура. Церковь и жизнь. Церковная иерархия и церковный народ. Русские болезни и их преодоление. Церковный раскол. Реформа Петра Великого. Отсутствие органической связи между властью и обществом, между интеллигенцией и народом (беспочвенность русского культурного слоя). Путь России и русского народа в мире. Россия и Европа, Восток и Запад. Славянофильство и западничество. Народничество и марксизм. Большевизм. Этот перечень тем можно было бы значительно расширить и развить. Можно попытаться эти темы и обобщить. Так именно поступил Н. А. Бердяев, разбив темы по векам и исходя из окончательных результатов работы русской мысли. Вот как он в своей "Русский идее" определяет русскую тему XIX века: "Бурное стремление к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.". А вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть "тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории". Русская религиозная философия действительно охватывала все основные вопросы культуры и жизни . 54. Русский космизм как явление русской философской мысли: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках.. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага. Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
55. Онтология как раздел философии. Бытие как философская категория: понятие, основные характеристики, виды. Онтос – сущее, логос- учение, термин ввел Гоклениус. Под онтологией понимают отдельную отрасль философии, связанную с понятием бытие, чек, материя, сознание, пространство, время и движение. Вопрос о сущности бытия возник в Др Мире. Парменид считал, что бытие возможность существования вещей. Изменение бытия- лишь кажущееся изменение. Виды бытия: •актуальное – существование предметов в течение времени •потенциальное – весь существующий мир и продолжающий существовать во всей своей многогранности •виртуальное – нечто, существующее сейчас, но недоступное восприятию •ретроспективное – событие, которое было доступно для восприятия в прошлом, но не существующее сегодня Т. о., бытие вечно, бесконечно, несотворимо, многообразно и выражает целостность мира через его существование. Платон счиал, что бытие мир идей, кой истинные неизменны и вечно сущ. Аристотель выделял 4 вида бытия: форма, материя, цель, творец Гераклит утверждал, что бытие действительно и вечно находится в движении и изменении. Бытие одних вещей появл в результате ухода др вещей в небытие. В 19 веке маркс и энг ввелие понятие общественное бытие. Формы бытия: Бытие природы: бытие девственной природы, бытие рукотворной природы, бытие чека: в мире вещей, спецефическое бытие чека, бытие духовное: объективное, индивилуализированное, бытие социальное: общественное, бытие чека в обществе. Бытие это реально существующ стабильная самостоятельная вечная и бесконечная субстанция, коя вкл в себя все сущее. Небытие- полное отсутствие чего либо, НИЧТО
|