Имитация и канон
В профессиональной музыке канон появился примерно в начале XIII века. Имитация – повторение каким-либо голосом материала, непосредственно перед этим звучавшего в другом голосе. Канон – непрерывно проводимая имитация. Имитируемый голос называется proposta (P), имитирующий – risposta (R). В схемах отсутствие раздела обозначается прочерком:
Часть пропосты до вступления риспосты называется вступительным отделом. Если пропоста за пределами вступительной части имеет материал, не подлежащий повторению, то образуется простая имитация:
Если ристпоста повторяет и первый, и второй отделы пропосты, то такая имитация называется канонической:
Если мелодия пропосты возвращается к своему началу, т.е. обладает признаками повторной структуры, то канон называется бесконечным:
Правила сочинения конечного канона 1. В пропосте сочиняется отдел А, предшествующий вступлению риспосты. 2. В риспосту переносится из пропосты отдел А на необходимый интервал. 3. В пропосте сочиняется контрапункт к риспосте (отдел В). 4. Отдел В из пропосты переносится в риспосту. 5. Повторить пункты 3 и 4 необходимое количество раз. 6. Заканчивать канон движением к кадансу. Бесконечный канон и каноническая секвенция Каноническая секвенция – это канон, в котором пропоста и риспоста возвращаются к своему началу на новой высоте. Бесконечный канон – частный случай канонической секвенции, шаг которой равен нулю, и поэтому каждый из голосов возвращается к своему началу на прежней высоте. Бесконечный канон и каноническая секвенция бывают симметричными (1 разряда) и несимметричными (2 разряда). В бесконечном каноне и канонической секвенции 1 разряда расстояния между пропостой и риспостой и риспостой и повторенной пропостой равны: PR=R²P, где двойной штрих перед Р – знак повтора отдела. В бесконечном каноне и канонической секвенции 2 разряда расстояния между пропостой и риспостой и риспостой и повторенной пропостой не равны: PR¹R²P. Свободный стиль Ренессанс – это эпоха нового времени («знаки» эпохи – открытие Америки, приоритет светского искусства), в котором возникают новые идеалы: динамичность и движение. В XIV веке производят механические часы – первейший признак города. В культуре главным становится стремление к индивидуальному высказыванию. В музыке интонации становятся узнаваемыми, выразительными, запоминаемыми. Рождается гомофония, появляется музыкальная декламация, новый склад мелодики. Возникают теория аффектов, музыкальная риторика. Появляется проблема тональностей, систематизации, складывается абсолютная сольмизация, утверждаются 24 тональности. Происходит разделение функций мелодии и гармонии на базе централизованной системы. Структурной единицей становится аккорд. Формируются акцентный ритм и регулярный метр. В полифонии получает выражение комплементарный ритм, появляется новая форма – фуга. Фуга Фуга [12] – полифоническая форма, основанная на квинтово-имитационном изложении и тонально-ладовом, контрапунктическом, регистровом, тембровом, фактурном, динамическом развитии темы. Классификация фуг возможна по нескольким признакам. 1. По числу голосов – от 2 до 6, чаще 3–4. 2. По исполнительскому составу: органные, сольные, ансамблевые, оркестровые. 3. По способу имитации в ответе: стреттная, квартовая, контрфуга, фуга в увеличении. 4. По строению темы: простые и сложные: а) простая – фуга на 1 тему; б) сложная – на несколько тем или на неодноголосную тему. 5. По типу композиции: а) тонально развивающаяся; б) контрапунктически развивающаяся; в) регистрово развивающаяся. 6. По степени развитости и законченности: а) фуга (развитая и законченная); б) фугато (незаконченная фуга); в) фугетта (небольшая фуга). Средняя фуга по количеству тактов относится к теме 20:1. если общее количество тактов меньше, то это фугетта. Элементы и разделы фуги. К элементам относятся тема, противосложение и интермедия. Иногда к элементам относят стретту и заключение. Разделами фуги являются строгая часть (экспозиция) и свободная часть.
|