Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос № 1.





Культура – этофеномен, которого нет в природе. Она является чисто человеческим достоянием. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе. Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им и сохраняющей автономность по отношению к нему.

Когда исследователи пытаются дать определение культуры, они неизбежно ссылаются на тот факт, что до сих пор мы не можем говорить о едином, «окончательном» постижении культуры. Приводятся ссылки, которые показывают, что можно дать самые разные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. В этом можно убедиться, раскрыв несколько разных учебных пособий по культурологии и сравнив дефиниции культуры. Едва ли не у каждого исследователя есть собственная формула культуры. Но не следует драматизировать ситуацию, так как культура, прежде всего, - это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Из огромного духовного наследия каждый культуролог берет то, что кажется ему главным. На этом и базируется многообразие определений культуры, с которым мы сталкиваемся постоянно. От выбора точки зрения исследователя и будет зависеть тип определения.

Л. Уайт предложил подвергать феномены культуры научному анализу с четырех точек зрения:

ü выделять характеристики культуры определенного исторического периода (уточняющий временной подход);

ü давать эволюционистские интерпретации (обобщающий эволюционистский);

ü исследовать структуры и функции социокультурных систем (функционально-структурный);

ü ограничиться простым описанием (дескриптивный описательный).

Л. Ионин дал наиболее полную аналитику определений культуры. Он обозначил шесть основных типов определений этого термина:

ü описательные определения просто перечисляют все то, что охватывает понятие культуры;

ü исторические определения исходят из рассмотрения культуры на основе процессов социального наследования, традиции;

ü нормативные определения подчеркивают роль ценностей и норм;

ü психологические определения делают акцент на процессы адаптации человека к окружающей среде, научения;

ü структурные определения акцентируют внимание на структуре культуры;

ü генетические определения исходят из рассмотрения культуры с позиции ее происхождения.

Для подготовки ответа следует использовать:

· Хрестоматия по культурологии /Сост. проф.П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. Глава 1. Культура во всем ее многообразии (с. 34 – 69);

· Б. И. Кононенко «Большой толковый словарь по культурологии». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

· Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Культурология – гуманитарная философская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы духовных и материальных ценностей.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиология изучает исторически обусловленные этические, эстетические и другие ценности в их взаимосвязи и в отношении к социально-культурной среде и культуре личности.

Аксиологический подход к анализу культуры сложился под влиянием работ немецких философов и культурологов в конце XVIII – начале XIX вв., когда понятие «культуры» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой. Эволюция человечества определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

Антропология (буквально: наука о человеке) – комплекс наук о человеке, обществе, культуре.

Культурная антропология, культурантропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследованиях.

Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных; с ней тесно связана информатика и кибернетика Главная задача семиотики в культурологии – изучение знаково-символических систем, функционирующих в культуре и обеспечивающих любые способы общения (передачи информации).

Знаки и символы культуры. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков.

Знак – это чувственно воспринимаемый объект (звук, изображение, цвет и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Говорить о семиотике культуры – значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Таким образом, под словом «текст» в семиотике понимается не только письменное сообщение, но любой объект, художественное произведение, вещь, рассматриваемые как носитель информации. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемой в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них.

Язык любой культуры уникален и своеобразен. Каждому человеку понятна семиотика его родной культуры. Культура чужая требует расшифровки значения ее знаков и текстов. Но во всех культурах используют одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:

ü естественные (вещи и явления природы);

ü функциональные (вещи, действия, выполняющие определенную функцию в процессе человеческой деятельности, напр., средства производства);

ü иконические (от греч. «изображение»), сходные с тем, что они изображают (напр., звук шума волн в музыке);

ü конвенциональные – искусственно созданные людьми «по договоренности», соглашению для того, чтобы выполнять знаковую функцию (школьный звонок, «зебра» на пешеходном переходе, красный крест на машине скорой помощи и т.д.);

ü вербальные (естественны языки);

ü знаковые системы записи (письменность, нотная грамота).

Символы – такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражает его смысл в образно-метафорической, художественной форме (мифологические символы). Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве.

В культурологической литературе можно обнаружить следующие сущностные характеристики культуры:

ü культура - содержательное наполнение совместной жизни людей;

ü культура – ненаследуемая биологически информация;

ü культура включает в себя предметный мир, мир вещей – то, что, как правило, называется материальной культурой;

ü культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, поведения, мышления, выраженные в символической форме;

ü в рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия