Спасского собора Андроннникова монастыря в Москве (1420 – е годы).
Рублев явился создателем классической формы русского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на дерево грунтового слоя основной краски, на который накладывались остальные краски. Вопрос № 6 С 40–х годов XIII века до середины XIV века наблюдается общий упадок древнерусской культуры в связи с монгольским нашествием. Во многом этому процессу способствовала и феодальная раздробленность, просуществовавшая на Руси вплоть до XV века. Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). На смену Культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси. В популярной работе А.В. Муравьева и А.М. Сахарова «Очерки по истории русской культуры IX- XVII в.в.» (М., «Просвещение», 1984) показано, что два важнейших процесса идут почти одновременно: формирование российского государства и великорусской народности. К XVI веку сложились особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов, определилась основная территория, подвергшаяся в дальнейшем существенному расширению в ходе колонизационных процессов. Именно в XVI веке отстоялись и выработались многие явления культуры, сохранившиеся в основных чертах в последующее время. Произошли важные изменения в языке. Все большее значение приобретает московский говор. Ряд слов, возникших первоначально в московской письменности, приобрел в XVI веке общерусское распространение. Среди них – «крестьянин», «деньги», «пашня», «деревня» и т.д. Подготовьте доклады и сообщения о характерных особенностях Владимиро-Cуздальской, Новгородской, Московской художественных школ. Культурный подъем, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV веке сделало его единственным независимым православным государством в мире. Великий князь Московский Иван III стал претендовать на роль преемника византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. Подчеркивая это его стали именовать «царем» (от римского caesar - кесарь или цезарь). На старославянском писалось «цьсарь». На рубеже XV – XVI веков родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом»,автором которой выступил инок Филофей в послании к царю Василию III. Имперская идеология, заимствованная у Византии, за пять веков завоевывает прочные позиции в русской культуре. Она проникает в умы аристократов и простых крестьян, закрепляясь в качестве культурной традиции, которая поддерживает прославление «православия, самодержавия, народности». На ее почве развивается мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. После крушения Византийской империи в 1453 году молодое русское православное государство оказалось со всех сторон окруженным странами с иной верой. В этих исторических условиях православие выступает как идейная сила, способствующая сплочению русских земель в единое целое и укреплению централизованного государства. Известна роль, которую сыграла русская церковь в борьбе с Золотой Ордой, интервентами во время Великой Смуты. Но вместе с тем православие становится и изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой. Все культурные веяния, идущие оттуда, представляются чем-то «порченным», не соответствующим истинной вере, а потому они осуждаются и отвергаются. Это оставляет Россию в стороне от западной культуры, ушедшей далеко вперед за период монголо-татарского владычества. Этот разрыв с Западом превращается в растущую культурную отсталость Средневековой России, особенно в научном и техническом отношении. Этой отсталости содействует и присущая православию приверженность к сохранению сложившихся издавна традиций, неприятие «новой учености», осуждалось всякое западное «умничанье», что не позволяло России идти в ногу со временем. В русском духовенстве московского периода господствовал консерватизм и безграмотность. В таком состоянии Россия подошла к реформам Петра 1.
|