Практическое занятие 1
Словесный художественный образ
1..Понятие художественного образа. 2..Строение (структура) словесного образа. Основные его характеристики. 3. Как «нулевой» персонаж в повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» становится образом? Как создаётся «полнокровный» образ в отсутствии привычного персонажа? 4..Специфика словесного образа. В чём, как считает Лессинг, причины различий в изображении Лаокоона скульптором и поэтом? Чтó недоступно изобразительным искусствам в отличие от поэзии? В чём преимущества поэзии сравнительно с живописью?
Литературу см. после плана ко второму занятию.
Практическое занятие 2 Виды словесных образов 1. Классификация словесных образов по уровням художественного текста: а) звуковые (фонические) и ритмические образы (аллитерация, ассонанс, анафора и др.); б) слово-образ (лексические образы); в) предметные образы (подробность, деталь, портрет, вещь, пейзаж); г) фабульные образы (события, поступки, настроения и т.п.) д) характеры (образы-персонажи), их отношения и обстоятельства; е) произведение как система образов («образ мира»). 2. Классификация образов в соответствии с их строением: а) по предметности; б) по смысловой обобщённости: образы индивидуальные, характерные, типические; мотивы, топосы, архетипы; в) по соотношению предметного и смыслового: автологические, металогические, аллегории и символы. Задание. Подберите свои примеры к каждой позиции.
Литература к занятиям 1 и 2 Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252-257. Скиба В.А., Чернец Л.В. Художественный образ // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 22-33. Роднянская И.Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2003. – Стлб. 669-674. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. (Любое издание.) Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. (Любое издание.)
Дополнительная литература Палиевский П. Внутренняя структура художественного образа / Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. – М., 1962. – С. 72-114. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, 2003. – № 4. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. – М., 1974 (раздел «Художественный образ»). Примечание. К этому и другим занятиям литературу смотрите также в пристатейных библиографиях к первым трём источникам
Занятие 3 Язык художественной литературы
1. Язык художественной словесности в его отличии от разговорной (обыденной) речи. Понятие поэтического языка в лингвистике и литературоведении. 2. Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя. 3. Слово как язык литературы и «языки» других видов искусства. Определяющая роль эстетической функции художественного (поэтического) языка. 4. Специфика художественной речи: актуализация слова, «точная неточность», роль ритма и выразительных средств.
Литературу см после плана к пятому занятию. Занятие 4 Изобразительно-выразительные средства художественной речи Фигуры и тропы
1. Синонимия, антонимия, омонимия как способы образного со(противо)поставления. 2. Особые лексические ресурсы поэтического языка: просторечия, архаизмы, варваризмы, неологизмы и др. 3. Фигуры и тропы, проблема их классификации. 4. Метафора и метонимия как основные тропы. Метафора и её эстетические функции. Задание. Приведите свои примеры использования изобразительно-выразительных средств в литературе.
Литературу см. после плана к пятому занятию.
Занятие 5 Особенности поэтического языка стихотворения А.А. Ахматовой «Всё расхищено, предано, продано…» 1. Определите лексический состав стихотворения, его выразительные средства. 2. Какие троп и фигура выполняют основную роль в создании поэтического образа мира в стихотворении? 3. Сделайте вывод о значении поэтических средств в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения. Выучите стихотворение наизусть.
Литература к занятиям 3-5 Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Статьи о фигурах и тропах) Клинг О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 389-416. Семёнов В.Б. Поэтический синтаксис. Фигуры // Там же. – С. 442-455. Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – 556 с. – С. 512-528. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991. – С. 24-61. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Или: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998. Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М., 1990. – С. 141-148, 158-164. Дополнительная литература Фёдоров А.И. Образная речь. – Новосибирск, 1985. Веселовский А.Н. Из истории эпитета. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989. Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. – М., 2008. Арутюнова Н.Д.Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 5-32. Или: Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 296-297.
|