Слог и слогоделение
Речь наша представляет собой звуковой поток, на слух непосредственно распадающийся с разных точек зрения на различные отрезки большей или меньшей длины, причем самым мелким отрезком является слог. В центре каждого слога имеется фонема, могущая быть более или менее продленной без всякого ослабления или усиления и называемая слогообразующей, или слоговой фонемой. Ей может предшествовать группа звуков, которые составляют непрерывно усиливающуюся цепь и которые называются неслогообразующими или, неслоговыми. За слоговой фонемой может следовать ряд звуков, которые составляют непрерывно ослабляющуюся цепь и которые тоже называются неслоговыми или неслогообразующими. Во французском, как и в русском, слоговыми являются только гласные... ...Особенно важным является вопрос слогоделения. Для того чтобы его хорошо понять, надо иметь в виду, что каждый согласный может иметь три формы: а) сильноконечную,когда конец согласного сильнее его начала, ср. начальные согласные в сон, ссора, к кому, ра-ззадорить, ра-ссо-риться и т.п.; сильноконечные образуют начало слога; б) сильноначальную,когда конец согласного слабее его начала, ср. конечные согласные в ус, ум, кит и т.п.(и в русском, и во французском при этом слегка сокращается длительность предшествующего гласного); сильноначальные образуют конец слога; в) двухвершинную или удвоенную,когда и начало, и конец согласного являются одинаково сильными, середина же его значительно ослаблена; двухвершинные могут находиться только на слогоразделе. В русском последней формы внутри слов в полном стиле не существует... однако двухвершинные согласные все же встречаются на стыке двух знаменательных слов: дом мой, кот такой, вкус соли и т. п. При очень отчетливом произношении от тона, без сада и т.п. тоже произносятся, первое с удвоенным [т], второе — с удвоенным [с], т.е.от-тона, бес-сада; однако при беглом произношении удвоенные [т] и [с] этих предложных сочетаний превращаются в удлиненные сильноконечные [т]и[с]; о-ттона, бе-ссада, как в вышеприведенных ра-ззадорить, ра-ссориться. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1963. С. 78. В артикуляторном отношении слог является той наименьшей единицей, на которую может быть расчленено слово. По степени ар-тикуляторной автономности слог как часть уступает лишь целому — звуковой структуре слова. Он является той наименьшей единицей, в которой реализуются компоненты акцентно-ритмической структуры, т. е. словесного ударения. Граница слога определяется прежде всего соотношением фаз артикуляции сочетаемых звуков. Она проходит в том месте, где артикуляторные связи между звуками наименее тесные. Тем самым слог определяется наиболее тесными артику-ляторными связями в последовательности аллофонов фонем. Торсуев Г. Л. Строение слога и аллофоны в английском языке. М., 1975. С. 4, 5. Слог — это наименьшая произносительная единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Естественного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит, в этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи... ...Несмотря на сказанное, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих... ...Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадается. Во-вторых, в специальном эксперименте было показано, что в слогах типа сту огубленность, необходимая для произнесения гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии... Даже при самых исключительных случаях распада плавности речи распада слога на отдельные звуки не происходит. Необходимо иметь в виду, что речь идет о неразложимости слога с произносительной стороны; на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки... Первая, экспираторная, трактующая слог как такое звукосочетание, которое произносится одним выдыхательным толчком, снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Стетсона. По его определению, «слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается или заканчивается согласным». Наибольшее распространение имеет сейчас так называемая сонорная теория, основывающаяся на акустическом критерии. Согласно этой теории, слог представляет собой сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным. Гласный не является обязательным элементом слога. Для сочетания звуков в один слог необходимо лишь, чтобы они различались по степени звучности. Йесперсен, один из виднейших сторонников этой теории, устанавливает следующую градацию звуков по сонорности 1) глухие смычные согласные (р, t, k] 2) глухие щелевые согласные [f, s, x, с] 3) звонкие смычные [b, d, g ] 4) звонкие щелевые [v, z, x] 5) носовые [m, n, rj] 6) боковые [1] " 7) дрожащие [г] 8) гласные верхнего подъема [i, у, и] 9) гласные среднего подъема [е, о] 10) гласные нижнего подъема [а, э, эе] ...Применительно к русском языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р. И. Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности [1) гласные, 2) сонорные согласные, 3) шумные согласные], он пишет: «Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного»... Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая Л. Рудэ, А. Абеле и М. Граммоном и наиболее полно развитая Л. В. Щербой. Эту теорию принято называть теорией мускульного напряжения. В соответствии с ней произносительная неделимость слога обусловлена тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Каждый импульс состоит из трех фаз: усиление напряжения, его максимум и ослабление. Если им- пульс напряжения распространяется более или менее равномерно на все органы произношения (включая и дыхательные), то в слоге будет наблюдаться и усиление звучности, и увеличение воздушности, и повышение основного тона голоса. Каждый согласный может произноситься либо как сильноконечный (т.е. с постепенным усилением мускульного напряжения), либо как сильноначальный (т.е. с ослаблением напряжения), либо как двухвершинный (т.е. с ослаблением в середине). В первом случае граница слога будет проходить перед согласным, во втором — после согласного, в третьем — внутри него. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. с. 251- 253
|