Структура личности. При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.
При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных. В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности, соподчинение, т.е. иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда, и структура видов деятельности. Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я». Понятие «Я» складывается из нескольких моментов: Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности. Я - это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей - это то, что можно сравнить, оценить. Я - религиозное, политическое, нравственное, национальное, т.е. существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе. Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Он в психике человека выделял три слоя - ОНО, Я, Сверх - Я. Бессознательное ОНО - это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему. Сознательное Я - посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание. Сверх Я - это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы, социокультурного характера, выступает в роли совести, либо чувства вины за содеянное, либо мыслимое. Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие: · ролевая концепция личности - здесь личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений. · поведенческая концепция - здесь личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество. · деятельный подход - здесь человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами. · концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку предают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации. По Фрейду личность состоит из трех уровней: · низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений · средний слой (Я или Эго) - это сознание, отделившееся от Оно, в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции · верхний слой (сверх Я или супер Эго), это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я. Низшие и высшие - самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества, как историю нарастающего психоза.
|