СТРАТИФИКАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Ученые давно обнаружили тесную взаимосвязь, существующую между социальным положением человека и его культурой, будь то манера говорить, одеваться или проводить досуг. Высшие классы больше увлекаются элитарной культурой, а низшие — массовой. Женщины и мужчины предпочитают разные виды досуга. Хотя различие между двумя полами относится не к стратификации, а к социальной дифференциации, само понятие стратификации в связи с культурой следует понимать много шире — как различие форм культуры в зависимости от занимаемого статуса. Именно социальный статус задает направленность культурных интересов личности, стиль ее досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок и т.д. Социальная стратификация и классовая позиция индивида определяются по совокупности таких показателей, как доход, престиж, профессия и образование. Досуговая активность может коррелировать с одним-тремя показателями, но редко — со всеми четырьмя. К примеру, приобщенность к высокой культуре сильнее коррелирует с образованием, нежели с доходом. Университетский профессор ведет возвышенный образ жизни и приобщен к высокой культуре. Хотя по уровню образования и престижу профессии его можно отнести к высшему классу, но по размерам дохода он попадает в средний. Куда его относить в конечном итоге — к высшему или среднему классу, — зависит от того, по каким параметрам мы определяем социальный класс прежде всего. Замечено, что люди, приобщенные к классической музыке и театру, редко попадаются в среде богатого класса, если не брать са- мых интеллектуальных его представителей, невозможность учас1ьиьа1ь и высокой культуре люди часто объясняют нехваткой денег, хотя на самом деле их выбор основывается не только на доходе, но также на вкусах и предпочтениях: билет на престижный футбольный матч стоит дороже, чем билет в музей или театр. Патрик Вест28 в 1976 г. выделил следующие типы культурной стратификации и статусных предпочтений: Статусная диффузия — формы досуга и потребления из одной страты, как правило высшей, перенимаются другими как средство повысить свой собственный статус. Статусное отдаление — отказ высших страт от тех символов, которые прежде принадлежали исключительно им, потому что теперь ими пользуются все. Статусное разъединение — разрыв тесной связи, некогда существовавшей между социальным положением индивида (статусом) и формой проведения досуга (примером служитрыбная ловля). Межстатусные групповые барьеры — давление группы на своих членов с целью не допустить проникновения своих символов и ценностей в чужие груп пы и чужих ценностей в свою группу. Примером барьера служит запрет священнослужителям заниматься многими видами светского досуга как греховным делом, существование закрытых групп, особенно тайных и религиозных сект, подпольных и террористических организаций, масонских лож, которые запрещают разглашать тайные ритуалы, обеты, формулы клятвы, знаки отличий и пр. непосвященным. Исследования показывают, что высшие страты ведут более богатую и разнообразную жизнь во время досуга, чем низшие страты, виды досуговой активности среди богатых получают популярность не обязательно потому, что требуют дорогой экипировки, например, у них популярны гольф и теннис, хотя увлечение мотоциклетными гонками, распространенное в низших стратах, являются более дорогим увлечением29. В современном обществе, как отмечают социологи, то, что на досуге делает человек, меньше зависит от его статуса и социального положения, нежели от его личных пристрастий, склонностей и увлечений. Тем не менее связь между социальным статусом и способом проведения досуга все еще дает себя знать. К примеру, низший класс проводит больше времени за картами и распитием спиртного, чем высший, черные американцы меньше занимаются водным спортом и лыжами, чем белые, молодежь, в сравнении с пожилыми, предпочитает подвижные формы отдыха. 2S West P. С. Status group processes, leisure behavior and regional recreation demand projections: a sociological approach N.Y., 1976. 29 Kando Th. M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. C. 69. стратификация затронула отношения между полами. К примеру, в мусульманских странах мужчинам разрешается ходить по улице с открытым лицом, а замужней женщине нет (хотя девочки могут не носить чадру) — ее статус изменился. В традиционном обществе мужчины и женщины отдыхали порознь, совместный досуг — достижение современного общества. До сих пор в итальянских или греческих деревушках мужчины проводят вечер в кафе или на углу улицы, а женщины — дома или в гостях у соседки. Раньше богач ехал на лошади, а бедняк — на осле. Сегодня оба имеют автомобили: богач разъезжает на «Мерседесе», а бедняк — на «Шевроле». Оба они играют в гольф, хотя богач занимается им в престижном частном клубе, а бедняк — на дешевой общественной площадке. Таким образом, общество становится все более однородным по формам проведения досуга, доступного всем классам, чем раньше. Но это лишь в тенденции. Тем не менее, полагает Томас Кэндо, наше общество все еще сильно стратифицировано. Богач занимается другим по качеству гольфом, нежели бедняк. Хотя одни и те же развлечения и формы досуга доступны всем слоям общества, огромное значение имеет то, на каком месте — в партере или на галерке — вы сидите в оперном театре30.
|