ХРИСТИАНСТВО
Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Общее число христиан сейчас достигает более 2 млрд человек. Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Их называют тремя главными вероисповеданиями, или конфессиями. Вся европейская культура в значительной степени опирается на протестанцизм. Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству. На греч. языке Christos — Помазанник, Мессия. Добавление к этому слову латинского суффикса дало название всем его последователям: christianoi — приверженцы или последователи Христа, т.е. христиане. В основе христианства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения — Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия). В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделенное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Люди увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские добродетели: преимущество духовного над животным; вера в премудрость и силу Божью как источник для преодоления зла; надежду на спасение и его возможность благодаря покаянию и праведной жизни. Христианство требовало честности в делах и мыслях, смирения, готовности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню. Государственная власть получила высшую божественную санкцию. Христианство дало толчок формированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры. Христос, апостолы и четыре евангелиста. Фрагмент мозаики, V в. В христианстве есть то, чего нет в других религиях — понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы обычного ритуала или обряда. Если обряды, по мысли С. Аверинцева, лишь символически соотносят человека с божеством, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum) реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени. Согласно христианскому вероучению, таинствами следует считать практику приобщения верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: Крещение — инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая первородный грех. Причащение,или Евхаристия (греч. eucharistia — причащение), во время которой верующие приобщаются к Христу, вкушая на литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь. Миропомазание имеет целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение. Покаяние означает исповедь перед священником и отпущение грехов. Рукоположение (ординация, священство) — возведение в духовный сан (посвящение в священнослужители), дающее право совершать таинства, учить и «пастырски» вести верующих. Церковный брак,понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви. Соборование (елеосвящение) сопровождается молитвами и помазанием елеем тела тяжелобольного человека, готового к смерти. Важнейшие для всего христианства считаются два таинства — крещение и причащение. Лютеране признают только их, а англиканская церковь — крещение, причащение и церковный брак. Огромно значение христианства на Руси. Через него вошли в сознание славян идеи личности, семьи, церкви. На основе церковной жизни в России развивались иконопись, песенное искусство. Приходская общность была первой в истории духовной общностью. Если языческие представления о времени носили циклический характер, связывались со сменой времени года, то христианство дало толчок формированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры на будущее. Русские стали осознавать себя единым народом именно благодаря христианству. Они увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские добродетели: преимущество духовного бытия над животно-инстинктивным;-вера в премудрость и силу Божью как источник всякой мудрости и силы, как возможность преодолеть зло, соблазны; надежда на то, что праведная жизнь спасает, что прощение и благодать дадутся нам, если мы сумеем преодолеть уныние и малодушие. Христианство требовало честности в делах и мыслях, смирения, готовности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню. В России за последние годы открыты сотни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и средних духовных заведениях в странах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении религиозного воспитания подрастающего поколения. Расширены права верующих и их общин в самых различных областях жизнедеятельности общества, открытии культовых зданий, владении имуществом, издании религиозной литературы, подготовки кадров духовенства, налаживании связей с зарубежными единоверцами, организации паломничества к священным местам и т.д. Верующие России впервые за многие десятилетия (мусульмане, иудеи за многие века) почувствовали себя частицей остального мира верующих. Российские религиозные организации получили возможность поддерживать широчайшие связи со своими единоверцами из зарубежных стран, ездить к ним и принимать их у себя дома. Ежегодно десятки тысяч верующих Рос- сии различных конфессий отправляются для совершения паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину. ПРАВОСЛАВИЕ3 Православие (христианство восточного обряда; греч. орбобо^кх — от греч.: ор9о<; — прямой, правильный и бо^а — мнение) — одна из трех основных христианских конфессий. За рубужом православную церковь называют ортодоксальной. Термин «ортодоксия» (православие) известен со II в. У Климента Александрийского (II—III вв.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию ('етгробо^их, от греч.: 'етерос; другой и бо^а — мнение) и разногласию еретиков. До раскола 1054 г. именование церкви «православной» было редким явлением. Православие распространено на Балканах, в России, странах Восточной Европы и Ближнего Востока. По разным оценкам православие во всем мире насчитывает от 200 до 300 млн адептов, уступая по численности последователей католицизму и протестантизму. Большая часть автокефальных (самостоятельных) православных церквей (ПЦ) образовалась лишь в XIX—XX вв. Сегодня в мире насчитывается 15 поместных автокефальных и 4 автономных православных церквей. Верите ли Вы в существование (% от числа опрошенных)
Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев. Православие представляет собой восточную («византийскую») ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, обладающее рядом догматических, канонических и обрядовых особенностей. На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце X в. при киевском великом князе Владимире (988). Русь официально приняла эту религию, этим и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XVb. Русская церковь была митрополией (т.е. одной из составных частей) Константинопольской церкви, а ее глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться Патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриаршество. Его заменил Святейший правительствующий синод. Лишь накануне Октябрьской революции патриаршество было вновь восстановлено4. 3 Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым. 4 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М, 1996. С. 186. Сложные взаимоотношения Русской православной церкви с Советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религиозных движений внутри страны и за ее пределами, квалифицируемых священноначалием Русской православной церкви как раскольнические: обновленчество, Истинно православная церковь, более известная как Катакомбная, Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) и пр. Конфликт эмигрантского духовенства с Русской православной церковью в 1927 г. перерос в так на-зываемый «карловацкий раскол», положивший начало существованию оппозиционной Московскому Патриархату Русской православной церкви за рубежом. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., как независимые конфессиональные образования, возникли Российская православная свободная церковь (ныне — Российская право-слвная автономная церковь), Кафолическая православная церковь (КПЦ), геннадиевская ветвь Истинно православной церкви, Украинская православная церковь Киевского патриархата (КП) и др. Они не признаны Вселенским православием в качестве автокефальной или автономной церкви, и каноническое общение с ними отсутствует. Таким образом, сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. — Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за рубежом. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за рубежом незначительна. По этнической принадлежности они в основном русские5. После распада СССР из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская (или поздеевская), исаакиан-ская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитропо-лита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: «Правильный путь ко спа- Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru). сению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, са-маряне, чердашники, аноховцы, «Ревнители церкви», «Козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, бу-евщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седмин-цы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские6. Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к так называемой Русской православной церкви Киевского патриархата. В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов. В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 г. секты — Церкви Божией Матери преображающейся (так называемого Богородичного центра). По данным исследования религиозных организаций Москвы, проведенного в 1996-1997 гг., только на 1 января 1997 г. было официально зарегистрировано 9 разных видов православных объединений, не находящихся под юрисдикцией Московского патриархата7. Под православием подразумевается мировоззренческая система, которая основывается на Св. Писании и постановлениях (правилах) семи Вселенских Соборов. Оно оформилось как самостоятельное направление после раскола 1054 г. Причиной раскола были политические интриги, которые в конечном итоге привели к взаимному анафематствованию друг друга римского 6 Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru). 7 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115. Папы и Константинопольского Патриарха. В качестве догматического различия обычно указывают на изменение западными христианами Символа веры — основного свода церковных догматов, составленного на первых двух Вселенских соборах. Разница заключается в изменении формулировки о Св. Духе (православие считает, что Св. Дух исходит только от Отца, католичество полагает, что Св. Дух исходит от Отца и Сына). На самом деле эта разница в формулировках существовала задолго до 1054 г. Главным критерием православия является верность апостольскому Преданию Вселенской Церкви, той вере, которая заповедана св. апостолами и исповедуется «всегда везде и всеми». Православие за абсолютную истину формально признает Библию, но, кроме того, добавляет еще к ней Сященное Предание и различные литературно-художественные источники времен Византийской империи. К православному преданию относятся такие нехристианские добавки, как иконопочитание, поклонение ангелам, культ святых, культ Богородицы, философско-богословские сочинения так называемых «отцов Церкви», решения, принятые на вселенских соборах и многое другое. Отличие между Католической и Православной Церквами состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви — Папе. Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличнос-ти. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви. Основными обрядовыми различиями православия и католицизма являются — у православных — более длительное богослужение, употребление древней (расширенной) редакции текстов литургий святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, крещение погружением, отсутствие практики конфирмации, совершение евхаристии на квасном хлебе, причастие под двумя видами для клириков и мирян, строгость постов и соблюдение четырех многодневных постов в году, в некоторых православных церквях годовой цикл богослужений продолжает определяться по юлианскому календарю. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает. В настоящее время различия между католичеством и православием заключаются: во-первых, в устройстве церквей (в католичестве все епархии подчиняются римскому епископу — Папе, в православии — каждая епархия подчиняется своему епископу, а патриарх является лишь «первым среди равных» епископом); во-вторых, в почитании Богородицы (в католичестве существуют догматы о соискуплении грехов человечества Богородицей и о Ее непорочном зачатии; в православии Мария Дева почитается больше всех святых, но ей не предается роль соискупительницы и считается, что Она родилась от своих родителей — Иоакима и Анны); в-третьих, в совершении Ьвхаристии: в католичестве месса (литургия) служится на опресноках (пресный хлеб), в православии — на квасном хлебе; в-четвертых, в практике причащения: в католичестве мирян причащают Телом Христа, а Тела и Крови приобщаются только священнослужители, в православии все причащаются и Тела, и Крови Спасителя; в-пятых, в указанной выше разнице в формулировке Символа веры. Существуют еще несколько отличий православия от католичества менее существенных, таких, как форма креста (в православии восьмиконечный, в католичестве — четырехконечный), порядок богослужений, виды облачений священников и т.д., однако все они являются не догматическими, а, скорее, культурными. В последнее время стала намечаться тенденция сближения обеих Церквей, выражающаяся главным образом в разрешении для католических священников служить по православному (восточному) обряду и допускать к причастию православных. Таким образом, серьезным отличием между двумя конфессиями является только первенство Папы в Церкви, которое пока не может быть принято православным миром. Православие — одна из трех основных конфессий христианства Православие очень консервативно. Еще в 1900-х гг. многие богословы писали, что Церковь отстает от сегодняшнего дня. Это касается языка, не говоря уже о содержании православного богослужения, сложного и многогранного. И новообращенный неофит вряд ли поймет его суть, его глубину. В тот момент, когда Петр I его отменил, славянский язык стал мертветь, ибо на нем никто не говорил. Однако охранительная тенденция — сознательно выбранная позиция. Православие создавало свои каноны в III—V вв., т.е. в эпоху ранних христиан. Православие (буквально «правильно славим Господа нашего Иисуса Христа») в неприкосновенности сохраняет символ веры в Бога как творца, его триединство, искупление, воскресение из мертвых, крещение, загробную жизнь, утвержденные на первых двух Вселенских соборах (собраниях высшего христианского духовенства) в IV в., а также основы веры, провозглашенные последующими пятью Вселенскими соборами в V—VIII вв. Католические же (буквально «всеобщие, вселенские») догматы, установленные позже, после окончательного раскола христианской церкви в XI в. (о неделимости папы, чистилище, непорочном зачатии Девы Марии и т.п.), православными церквами объявлены ошибочными, противоречащими Священному Писанию и Священному Преданию. Православие в том и состоит, что сегодня оно ничего в них изменить не может. В то же время католицизм очень чутко реагирует на современность и стремится поспевать за реальностью, усваивая ее новейшие тенденции. Другим пережитком считается отправление богослужения стоя. В католицизме и протестантизме верующие, по многу часов проводящие в храме, могут сидеть, а в православной церкви они обязаны стоять. Православные священники даже запрещают смотреть кинофильмы и телевизор, читать газеты, слушать радио или посещать рок-концерты. В проповедях нередко можно услышать негативные замечания о том, что современные СМИ, молодежная и массовая культура, а также Интернет, обладают неограниченной властью в информационном обществе и могут представлять серьезную опасность. Они — чуть ли не дьявольское орудие. Призывы полностью отказаться от телевизоров или от компьютеров напоминают средневековые методы борьбы с ведьмами. Демонизация непонятных явлений воздействует только на отсталые умы, а современную молодежь отталкивает от посещения храма. Первичной ячейкой церкви является приход, т.е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на определенной территории (район, несколько районов области или города) образуют благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем (в сане епископа, архиепископа, митрополита) при содействии епархиального собрания. Все епархии, находящиеся как на территории России, так и в «ближнем», и в «дальнем» зарубежье образуют РПЦ в целом. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в 5 лет, Архиерейский собор — ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочими органами при Синоде являются Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др. На базе некоторых приходов стали возрождаться православные братства. Они занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Российский православный университет и Православный Свято-Тихоновский богословский институт, дающие богословское образование мирянам8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 19%. С. 186-187.
|