Студопедия — ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ






Понятие о святых сложилось, по всей видимости, задолго до христиан­ства, поскольку еще в поздней античности — в первой четверти II в. — бы­товало мнение, что человек может являть божественную реальность другим или с помощью особого божественного предопределения, или посредством

Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым.

Религиозность России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. С. 14; Дубин Б.В. К вопросу о доверии: элемен­тарные формы социальности в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Фор­мальные институты и реальные практики. М., 2002 г. С. 190-199.

Б17

творимой им добродетели, или благодаря своим личным качествам. В язы­ческом обществе неоплатонизм развил свой собственный тип святого, в котором «святой» не всегда был четко отличаем от «колдуна». И конечно же всегда существовала «божественность» и «святость» императоров3. Соответ­ственно и истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древно­сти: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жан­рах «энкомия» (т.е. похвального слова — как правило, заупокойного) и био­графии (Жизнеописания Плутарха, I в.).

Поклонение и молитвенное обращение к святым в христианстве восхо­дит к языческим временам и культу богов. Число языческих богов, также обладавших священным статусом, в некоторых культурах было сравнимо или даже превышало количество святых в современном католичестве или пра­вославии. Так, древневавилонский пантеон насчитывал около 5 000 богов и богинь. Их немало в буддистском Китае и языческом Риме. Им также по­клонялись люди и просили заступничества.

По утверждению Ральфа Вудроу, с распространением христианства но­вообращенные язычники не очень хотели расставаться со своими «богами» и, если не находилось достойных их двойников в христианстве, тогда боги и богини переименовывались и назвались «святыми». Поскольку христиан­ство и язычество смешались, то иногда святому давалось имя, созвучное имени языческого бога или богини, которого он заменял. Богиня Виктория из Бас-Альп стала святой Викторией, Шерон стал св. Сераносом, Артемис — св. Артемидосом и т.д. Сходные явления происходили и в православии. Многие христианские святые заменили в народном сознании языческих богов, восприняв их функции и заняв их место в пантеоне: пр. Илья замес­тил громовержца Перуна, св. Николай и др.— «скотьего бога» Велеса, св. Па­раскева Пятница — богиню Макошь и т.д.

В христианстве продолжалось не только поклонение старым богам (по новой форме), но и статуи этих богов остались. В некоторых случаях те же самые статуи языческих богов передавались в наследство христианским свя­тым. На Руси были храмы Ильи Сухого и Ильи Мокрого, в которых совер­шались моления о дожде и о ясной погоде. С веками все больше и больше накапливалось статуй, и на сегодняшний день в Западной Европе существу­ют церкви, где находится от двух до четырех тысяч статуй. К святым обра­щались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и подарки, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали — отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду. Так, к свт. Николаю русские крестьяне обра­щались с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он почитался самым старшим и близким к богу угодником.

Формы обращения со святыми в повседневной жизни мало чем отлича­лись от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. Святых почитали не только за их заступничество и сотворение чудес, но также из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. В.А. Руднев писал о святом как о «крестьянском боге», о котором на Украине в старину говорили: «Никола богом буде, як бог умре». Автор приводит в качестве до­казательств деяний свт. Николая народные сказания, взятые из известных

3 MeyendorffJ. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450-680 A.D.; N.Y., 1989. P. 92.

Б18

сюжетов житийной литературы4. А. Невский высказал гипотезу об истоках популярности святого, увидев в нем заместителя, связанного с плодороди­ем славянского бога Рода5. Русские старожилы Тоболо-Иртышского регио­на связывали с «вешним» Николой обряды закликания весны6. В польских деревнях имела хождение легенда о том, что «Миколай» является защитни­ком скота от волков, а также опекуном девушек на выданье и детей, спаса­телем утопающих; у чехов и поляков в его день выступали зооморфные и антропоморфные ряженые. У многих народов Европы день святого превра­тился в веселый детский праздник, связанный с обычаем делать подарки от

его имени7. Свт. Николай оберегал кре­стьян от необдуманных, заранее гре­ховных поступков.

Культ святых лежит в основе народ­ного календаря. Имена святых (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, асами святые воспринимаются как персонифициро­ванные праздники. На этом основании критики христианства заявляют, что современное поклонение святым пред­ставляет собой ничто иное, как модифицированную форму языческого идо­лопоклонства. События и деяния, явившиеся основой почитания и канони­зации святых, продолжают жить в книжных текстах и близких к ним фоль­клорных жанрах (духовные стихи, легенды). Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.

На самом деле культ святых в христианстве имеет только внешнее сход­ство с идолопоклонством, поскольку главное в святости — нравственное учительство, стремление приблизить свой образ жизни и свои мысли к ис­тинно христианским ценностям. Святые передают нам свой духовный опыт и воспитательство, а не внешний образ. Они учат нас не гордыне, а смире­нию. Многие святые были настолько требовательны к себе и снисходитель­ны к другим, что считали себя грешнее всех людей. Хотя в народном созна­нии образы христианских святых обросли фольклорными и мифологиче­скими чертами, в целом они сохраняют свой сакральный ореол. В житийной литературе повествуется о земных подвигах святых, среди которых наибо­лее популярны у восточных славян святые Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма — Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб. Они почитаются не столько за свою чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу и нрав­ственный пример.

В христианстве существуют два принципиально различающихся по сво­ему смыслу понятия — поклонение и почитание. Поклонение подобает воз­давать одному лишь Богу. Почитать же можно Богородицу, святых, ангелов,

Руднев В.А. Древо жизни. Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989. С. 117. Невский Л. Оттеснивший самого «Спаса» // Наука и религия. 1972. № 5. С. 66. Золотова Т.Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 53. Календарные обычаи и обряды зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 85, 206.

их изображения, святые места и предметы, что никоим образом не тожде­ственно поклонению и при правильном подходе не противоречит поклоне­нию единому Богу. По отношению к святым, ангелам, а также местам и предметам, чтимым верующими, используется термин «почитание». Одна­ко применительно к Святым Дарам говорится «поклонение», поскольку в них пребывает вся полнота Божества. Исключение представляет Крест Гос­подень, почитание которого по традиции называется поклонением, по­скольку предполагается поклонение не знаку креста или изображению рас­пятия, а самому Богу ввиду тайны искупления. Предметом почитания не могут быть даже символы Отца (рука, старец на небесном троне, око) и Свя­того Духа (голубь, огонь, сияние): они служат лишь для помощи в молитве и медитации8.

Одни из наиболее почитаемых христианских святых

Общекультурное значение святых заключается в том, что в каждом по­колении, в каждую эпоху среди христиан находятся выдающиеся люди, ко­торые могут служить образцом для подражания. Их жизнь и поведение со­ответствует высшим духовным принципам, которые, благодаря живому опы­ту святых, остаются неизменными на протяжении тысячелетий, и всегда будут служить мерилом оценки поведения всех последующих поколений христиан. Святые несут через века эту эстафету духовных ценностей, пере­давая ее следующим поколениям, вдохновляя их своим примером. Они вы­полняют функцию архетипа христианского опыта, поскольку святые во все

8 Католическая Энциклопедия (www.mtu-net.ru).

века, вплоть до наших дней, ведут себя так же, как вели себя первые хрис­тиане, демонстрируя тем самым неизменность фундаментальных принци­пов христианства. Святые — это персонизация общественных идеалов, уни­версальных культурных ценностей в зримом и наглядном образе, это абст­рактные ценности, облеченные в плоть и кровь.

Народное почитание святых свидетельствует о том, что задаваемые церко­вью нравственные идеалы становятся составной частью народной культуры и неразрывны с жизнью самого народа. Именно церковь, а не государство или артистическая элита, смогла сполна удовлетворить глубинную потребность народа, найдя для практического воплощения духовных ценностей самых подходящих и самых надежных акторов. Святые оказались самыми эффектив­ными популяризаторами христианского учения среди широких народных масс, значительная часть которых по крайней мере в средние века оставалась неграмотной и не умела читать специальную литературу.

Высока и социальная значимость святых. Как явствует из житий святых, это были такие же люди, как и все прочие, жившие среди них, знавшие на­дежды и чаяния простых людей, выступавшие их защитниками. Своим при­мером они показывали народу, что в борьбе с бедностью и бесправием помо­гают не только правительство и государство, но самые обыкновенные люди, умеющие ради защиты сирых и обиженных совершать героические поступ­ки. В этом смысле святые являются социальными лидерами и духовными вождями народа, которые не ищут власти, не борются за нее, не манипулиру­ют и не злоупотребляют властью, но кому эту власть дает сам народ.

Всемирно известная мать Тереза (1910—1997)9, защитница бедных и больных, всю свою жизнь полностью и безоговороч­но посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе разгля­деть черты Спасителя. В 1950 г. она учредила Орден милосер­дия, который сегодня насчитывает около 300 тыс. сотрудников в 80 странах мира, имеет в своем распоряжении сети детских домов, приютов, больниц, лепрозориев, 4,5 тыс. сестер мило­сердия Ордена занимаются благотворительной деятельностью в 133 странах. В 1979 г. мать Тереза стала лауреатом Нобелев­ской премии мира. О ней снимают фильмы и в ее честь орга­низуются кинофестивали. Многие вносили пожертвования в Фонд матери Терезы, и никого не оставляла она без благодарности. Еще при жизни называли ее послом искренней доброты, любви и сострадания к боль­ным и обездоленным. Вопреки официальным правилам Ватикана, процесс канонизации великой подвижницы начался до истечения пяти лет после ее ухода из жизни в 1997 г. И хотя обычно такой процесс занимает по меньшей мере 15 лет, иерархи христианской церкви в Индии намеревались возвести мать Терезу в ранг святых в 2000 г. Но только в 2003 г. в Ватикане прошла церемония причисления Римской католической церковью Матери Терезы Калькуттской клику блаженных. Обряд перед собравшимися 150тыс. па­ломников совершил папа римский Иоанн Павел II, который долгое время

Мать Тереза родилась 27 августа 1910 г. в г. Скопье в албанской католической семье (нынешняя Македония). В 1948 г. она получает индийское гражданство и открывает школу в трущобах Моти Джила, а спустя два года получает разрешение Ватикана на создание новой конгрегации — Орде­на милосердия.

дружил с матерью Терезой. Он настолько трепетно относился к Матери Те­резе, что стал инициатором ускорения процесса причисления ее к лику свя­тых. В благодарность за беспримерный труд на благо страждущих в разных уголках мира мать Терезу еще при жизни считали «Святой обездоленных».







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия