КАТЕГОРИИ СВЯТЫХ
С введением христианства на Руси Русская православная церковь начала создавать собственный пантеон святых. Помимо общехристианских святых, почитаемых византийской церковью, она ввела в него многочисленных угодников божьих, связанных лишь с русским православием. Первыми русскими святыми стали сыновья князя Владимира Киевского Борис и Глеб. Часть существующих в христианстве святых является общей и для католиков и для православных (некоторые католические святые, например Иеро-ним и Августин, признаются православными церквами только блаженными). Все католические святые, канонизированные после разделения церквей, православием не признаются. Число католических святых постоянно увеличивается. Например, только за первую половину XX в. было канонизировано 82 и беатифицировано 859 лиц. Всего же в этот период насчитывалось около 3 тыс. святых15. Святым присваиваются следующие названия: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные. Мученик — святой, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа. Почитание мучеников началось в Церкви сразу же после появления первых свидетельств о них и возросло во время массовых гонений на христиан в Римской империи. Русская православная церковь имеет один из самых больших списков святых мучеников, более всего пополнившийся в XX в. в связи с преследованием верующих и деятелей церкви большевиками. Равноапостольные — святые, прославившиеся распространением Евангелия и способствовавшие широкому обращению в христианство. В Русской православной церкви, ведущей свое начало с X в., этот чин представлен недостаточно, поскольку распространение христианства происходило раньше, а именно в III-VI вв. Однако РПЦ канонизировала некоторых миссионеров, ставших святыми неразделенной Вселенской православной церкви. Живущие на Западе православные почитают св. Патрика, прославившегося своими миссионерскими подвигами в Ирландии (V в.), наравне с други- |э Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994. ми именно православными святыми. Еще в 1952 г. епископы Русской православной церкви за границей, собравшиеся на конференцию в Женеве, утвердили краткий список святых, «которые должны быть прославлены наряду со святыми Восточной церкви, так как их почитание было установлено в глубокой древности». Кроме св. Патрика в этом списке были имена св. Женевьевы (покровительницы Франции, и особенно города Парижа), св. Клотильды, королевы Франции, св. Илария из Пуатье, св. Виктора из Марселя, св. Викентия Лиринского и др. Благоверные — разряд святых из правителей (царей или князей), прославившихся благочестием и способствовавших укреплению православной веры. Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, затем к святым причислены ярославские князья Васи лий и Константин, князь Владимир, креститель Руси, и его бабка — святая княгиня Ольга, князья Александр Невский и Дмитрий Донской и многие др. Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп: а) равноапостольные князья, суть подвига которых состоит в распространении христианства; б) князья-иноки, принявшие в конце жизни монашескую схиму; в) князья-страстотерпцы, жертвы политических убийств, погибшие на поле брани, принявшие мученическую смерть. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский ("М147), Андрей Боголюбский (1" 1174), Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения. Преподобные — святые монахи, своими подвигами и святостью жизни стяжавшие высшее нравственное достоинство. Это второй по старшинству и наиболее многочисленный чин русских святых, ведущий свою историю с канонизации Феодосия Печерского в 1108 г. Центральной фигурой среди них является преподобный Сергий Радонежский. Согласно общехристианской традиции, центральными святынями обителей, основанных святыми иноками или прославленных их подвигом, становились их священные останки, продолжавшие и после смерти святого являть миру его святость. Являть не только исцелениями, но и воскрешениями — наизначительнейшими проявлениями святости. Унаследовав от Византии разработанную систему уподоблений, символов и аллюзий, согласно которой священные останки праведника были «дороже драгоценных камней и благороднее золота», а сами святые, особенно мученики, представали «как золото и серебро, очищаемое огнем в печи», Русь восприняла и обычай создания драгоценных рак-релик-вариев. Традиция создания таких, иногда пышно устроенных рак (как правило, с рельефным образом святого, воплощавшим идею нетления его священных останков) существовала уже в Киевской Руси. Формой почитания священных останков преподобных, как и других святых, было создание шитых покровов на их гробницы). Главной реликвией преподобных после их гробниц становятся их мощи и ризы. Простая (латанная) одежда святого монаха или ее часть становятся драгоценным свидетельством его святости. Многие обители хранят также освященные именем своего основателя кресты, посохи, литургические предметы и вериги. Святители — разряд святых, к которому Православная церковь причисляет священнослужителей епископского чина (епископов, архиепископов, митрополитов); третий по значимости чин русской святости, помещается перед преподобными, сразу после апостолов и мучеников. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы. Типические черты русского святителя — это щедрая милостыня, забота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость в борьбе за правду: Нифонт Новгородский (XI в.), ростовские Леонтий и Исайя (XI в.), Стефан Пермский (XIV в.) и др. Юродивый — особая разновидность святых на Руси, избравших своим служением Церкви не общественное поприще или монастырскую жизнь, а аскетизм, уничижение и прорицание. Юродивый, или блаженный — человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни — круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги. Эти подвижники не боялись говорить правду царям и вельможам, обличали людей несправедливых и забывающих правду Бо-жию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивый как новый чин святости входит в Русскую церковь, приблизительно в начале XIV в.16 Официально чин называется блаженный, Христа ради юродивый — особый чин святости. Его расцвет падает на XVI столетие, несколько запаздывая по отношению к монашеской святости: XVII в. еще вписывает в историю русского юродства новые страницы. По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. — 4; XV —11; XVI — 14; XVII — 7. Греческая церковь чтит 6 юродивых. Из них двое, св. Симеон (VI в.) и св. Андрей (IX в.), были известны и в Древней Руси. Родиной русского юродства считается Великий Новгород,' с ним связаны все известные русские юродивые XIV и начала XV в. Здесь появился первый настоящий юродивый на Руси — Прокопий Устюжский (XIV в.). Вслед за ним приобрели народную известность Никола Кочанов (XIV в.), Михаил Клопский (XV в.). Но самыми знаменитыми являются московские юродивые, среди которых выделяется Василий Блаженный (XVI в.). В XVIII в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина стали блаженная Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв.) и блаженный Николай Рынин (XIX в.), канонизированные в XX в. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения и подвигу, ими подъятого (мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые и др.), в Русской церкви святые различались и по распространеннос- 16 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991. ти их почитания — местно-храмовые, местно-епархиальные и общецерковные. В современной практике канонизации различаются только местночти-мые (т.е. те, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии) и общецерковные (т. е. те, чье почитание имеется во всей Церкви). Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена общецерковно прославляемых святых сообщаются Предстоятелям братских Православных поместных церквей для включения в их святцы. Кроме того, существуют святые, которые оказали влияние не только на данную область, страну или свою поместную церковь, а на все христианство. Такие святые называются вселенскими, они чтятся всеми поместными церквами, как например, св. Василий Великий или св. Климент папа Римский, или св. Лев папа Римский; святителя — Николая Чудотворца знают и помнят во всем мире, его почитают даже в некоторых направлениях ислама. Вместе с тем некоторых святых знают только узкие специалисты — историки и религиоведы. Е.Е. Голубинский приводит список около 200 святых, празднование которых официально когда-то объявлено, их имена внесены в святцы, но реальное празднование в настоящее время не совершается17. В истории канонизации святых в Русской православной церкви выделяется пять периодов: а) время от Крещения Руси и до Макариевских соборов. За этот период в б) Макариевские соборы 1547 и 1549 гг. — это время подведения итогов в) время от Макариевских соборов до учреждения Святейшего Синода. г) с учреждения Святейшего Синода (1721) до Собора 1917 г., восстановив д) современный период начался канонизацией двух подвижников на 17 Голубинский Е.Е. Указ. Соч. С. 345-370. Б29 Несмотря на тяжелые условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эпоху гонения, она и в это время осуществила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной Миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по прошению Американской Православной Церкви в 1977 г. был прославлен равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский. Ряд русских святых был прославлен другими Поместными Церквами, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной Церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский18. В целом Русская православная церковь располагает очень значительным числом святых, прославивших ее деяния в разные периоды истории. В XVI в. были канонизированы 39 русских святых, в XVII в.—150; в XVIII—XIX вв., в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канонизации были крайне редки; в XX в. канонизировано 860 православных мучеников. Святые прославляются через написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий.
|