Студопедия — К какой религиозной конфессии Вы могли бы отнести себя (% от числа опрошенных)?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К какой религиозной конфессии Вы могли бы отнести себя (% от числа опрошенных)?






 

Православие 73,6
Ислам 4,0
Католицизм 0,3
Протестантизм 0,1
Другая ветвь христианства 0,4
Буддизм 0,1
Иудаизм 0,1
Другое 0,6
Не исповедую никакой (атеист) 18,5
Затрудняюсь ответить 2,3

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2003 г. в стране были зарегистрированы 21 448 религиозных организаций. Это означает прирост более чем на 1 000 зарегистрированных религиозных организаций по сравне­нию с 2002 г. и более чем на 5 000 за период с 1997 г. Согласно статистике Минюста, зарегистрированные религиозные группы распределяются следу­ющим образом: Российская православная церковь — 11 299 групп, Россий­ская православная автономная церковь — 42, Российская православная зару­бежная церковь — 41, Истинно православная церковь — 52, Российская православная свободная церковь — 18, Украинская православная церковь (Киевская патриархия) — 9, староверы — 288 (разделены на 4 самостоятельные организации), Римско-католическая церковь — 268, греческая католическая церковь — 4, Армянская апостольская церковь — 61, мусульмане — 3 467, буддисты — 218, иудеи — 270 (делятся на ортодоксальных и реформистов), баптисты — 1 015, пятидесятники — 1 435, адвентисты седьмого дня — 643, прочие евангелические и харизматические течения — 134, лютеране — 211 (разделены на 4 самостоятельные группы), апостольская церковь — 83, ме­тодисты — 104, реформисты — 5, пресвитериане — 140, англиканская цер­ковь — 1, свидетели Иеговы — 407, меннониты — 8, Армия Спасения — 8, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 47, Церковь унификации — 10, Церковь Державной иконы Божьей матери — 29, моло­кане — 29, духоборы — 1, Церковь последнего завета — 16, Церковь Хрис­та — 24, иудействующие христиане — 2, христиане, не относящиеся к опре­деленным течениям — 41, саентисты — 1, индуисты — 1, кришнаиты — 97, бахай — 20, тантризм — 3, даосизм — 9, ассирийская церковь — 2, сикхи — 1, копты — 1, шаманисты — 11, караимы — 2, зороастрийцы — 1, «Духовное единство» (церковь Л. Толстого) — 1, «Живая этика» (Рериховское движе­ние) — 1, язычники — 19, прочие конфессии — 240.

Наибольшее число религиозных организаций, несмотря на разную юрис-дикционную принадлежность, относят себя к православному вероисповеда­нию. Второе место по численности зарегистрированных в органах юстиции религиозных организаций занимает ислам. Как и православие, исламская религия насчитывают тысячи исповедующих это течение религиозных общин. Однако целый ряд религиозных конфессий, среди которых в основном новые и нетрадиционные религиозные течения, насчитывает всего лишьдесятки или

сотни религиозных общин. Многие из них лишь недавно пришли к нам из-за рубежа. Некоторые, имея в России весьма незначительную социальную базу, зачастую располагают внушительными капиталами, что позволяет им в рек­ламных целях проводить различные благотворительные акции.

Количество зарегистрированных религиозных организаций не отражает полностью состав верующих. По оценкам, количество оставшихся незареги­стрированными исламских организаций составляет от 500 (по официальным данным) до более 9 000 (по оценке Совета муфтиев России). Предположитель­но, некоторые из этих организаций прекратили существование, но многие, по данным Совета муфтиев, просто пришли к выводу, что не нуждаются в юри­дическом статусе и отложили регистрацию по финансовым соображениям. Не исключено, что регистрационная статистика также занижает число верую­щих христиан-пятидесятников. Сейчас идет бурное формирование новых орга­низаций пятидесятников. По неофициальным оценкам, в стране существует от 1 500 до 2 000 общин пятидесятников, многие из которых не могут пройти ре­гистрацию, несмотря на прилагаемые усилия. Отдельные религиозные группы зарегистрированы в качестве общественных организаций из-за невозможности пройти регистрацию в категории религиозных организаций10.

Помимо Русской Православной Церкви в нашей стране существует еще несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам. Мусульмане вот уже много веков соседствуют с православными россиянами, причем даже в период противоборства Руси с Золотой Ордой, Казанским и Крымскими ханствами борьба между ними не приобретала характера религиозных войн. В годы советской власти они в равной степени испытывали давление государственного атеизма, делили ра­дости и горести всего народа, защищали Родину от гитлеровских захватчи­ков. Так, в 1921 г. от участия в выборах были устранены бии, имамы, иша-ны, хазреты, муфтии, члены духовных управлений мусульман. В декабре 1920 г. декретами Совета народных комиссаров был упразднен ряд народных обычаев (уплата калыма, куна).

Ислам в современной России играет важную роль. В шести странах «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн мусульман. В самой Рос­сии сегодня действуют более 4 тыс. мечетей. Мусульманские объединения занимают одно из ведущих мест среди религиозных организаций страны. Более 20% от общего числа всех зарегистрированных религиозных органи­заций приходится на долю российского мусульманства.

Итоги переписи 2002 г. показали численность народов, придерживаю­щихся исламской традиции — таковых в России около 14,5 млн человек. Гла­ва Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что не согласен с итогами всероссийской переписи населения. «Я твердо убежден, что мусуль­ман в России не менее 20 млн», — заявил он в 2003 г. в интервью агентству «Интерфакс». Экспертные оценки численности мусульман в РФ сильно разнятся, колеблясь от 12 до 24 млн человек. По данным социологов, к му­сульманам себя причисляют около 4% участников опросов, проводимых среди взрослого населения России".

10 Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания в России за
2003 год (www.usembassy.ru).

11 NEWSru.com. 2003.12.11.

Несмотря на сложные экономические условия, в 1991 — 1995 гг. только в Республике Татарстан завершено строительство более 500 мечетей. А по России в настоящее время их насчитывается около 5 тыс. Более 300 мечетей находятся в стадии строительства. В России за последние годы открыты сот­ни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и сред­них духовных заведениях в странах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении

религиозного воспитания подраста­ющего поколения.

К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. На территории России буддизм в фор­ме ламаизма начал распространяться из Тибета через Монголию: с начала XVII в. среди калмыков, откочевавших позже на Нижнюю Волгу; в XVIII в. — среди бурят и тувинцев. Хотя будди­сты оказались на территории нашего государства лишь в XVII в., а их Духов­ное управление получило официальное признание только в 1741 г., буддий­ской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Дея­тельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управ­ления носит сан бандидо-хамболабы и находится в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан-Удэ.

Ведущие конфессии России

Основной формой организации религиозной жизни является дацан (мо­настырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. насчитывалось 185 да­цанов, в том числе в Забайкалье — 36, в Туве — 44, в Калмыкии — 105. К 1937 г. все они были упразднены. Сегодня в России более 200 буддийских общин, которые действуют на территории от Анапы до Владивостока. Об­щее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большин­ство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живу­щих в Бурятии). Одних привлекает восточная эзотерика, других — богатей­шие пласты культуры и философии. Не вникая в философские премудро­сти, буряты, калмыки, алтайцы, тувинцы следуют канонам буддизма, молясь не только в дацанах (монастырях), но и у домашних алтарей, на вершинах гор, у целебных источников и других святых мест. При этом помимо тради-

ционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления Дхармы — тхеравады, китайского, вьетнамского и япон­ского Дзен-буддизма.

Некоторые буддийские общины объединены в централизованные орга­низации:

♦ ЦДУБ — Центрального духовного управления буддистов (объединяв­шее преимущественно бурятские общины) переименовано в «Тради­ционную буддийскую сангху России»;

♦ с 1991 г. действует Объединение буддистов Калмыкии, руководимое калмыком американского происхождения Тэло Ринпоче;

♦ около 20 общин тибетской традиции Кагью, основанных датским про­поведником Оле Нидалом, объединены в Ассоциацию буддистов шко­лы Карма Кагью;

♦ в Туве к 1997 г. возродилась единая самостоятельная церковь «Управ­ление Камбу-ламы Тывы»12.

Главная религиозная организация буддистов РФ называется Буддийская традиционная Сангха России, она является правопреемницей ЦДУБ, суще­ствовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. - ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 гг. — ЦДУБ СССР). В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России.

В трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается го­сударственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться разные формы буддийского образования. Первые буддийские книги на русском языке, начиная со сборника произведений Далай-ламы «Буддизм Тибета», в 1991 г. публикует изд-во «Нартанг». Оно же начинает издавать первый буддийский журнал «Буддизм России». В последние годы в некоторых го­родах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появи­лись малочисленные группы сторонников различных течений буддизма сре­ди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргиналь­ная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрике. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятель­ность АУМ Синрике в России была запрещена, хотя нелегально секта про­должает свою деятельность.

Иудаизм — одна из древнейших мировых религий, проник в Россию как конфессия евреев, чьи гражданские права ограничивались не только у нас, но и в других странах, и относительное равноправие было признано за иуда­измом лишь в начале XX в. После разделов польско-литовского государства в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи впервые стало значимым и составило около 500 тыс. Численность их опре­делить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600

12 Терентьев А. Буддизм в России (www.religare.ru).

тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских ев­реев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигри­ровали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосре­доточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске.

До 1990 г. не существовало никакой организационной структуры иудей­ских общин. В январе 1990 г. учрежден Всесоюзный Совет еврейских рели­гиозных общин. В российском иудаизме выделяют два основных направле­ния: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (не­укоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Большинство верующих в России придерживаются орто­доксального иудаизма. Самой крупной общиной ортодоксального иудаиз­ма является Московская хоральная синагога. Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов.

Как Вы считаете, допустима ли деятельность в школах религиозных организаций (% от числа опрошенных)

 

Допустима только в сфере преподавания религиозных дисциплин 41,3
Допустима в любой форме 16,9
Совершенно недопустима 30,8
Другое 1,8
Затрудняюсь ответить 9,2

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Современное еврейское движение в России можно рассматривать как со­вокупность нескольких составных частей, которыми являются религиозные, светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Основной и наиболее активной частью религиозного движения является хасидская община «Хаб-бад-Любавич», которой оказывается широкая спонсорская помощь со сто­роны российских и западных частных жертвователей и фондов. Только в Москве общине «Хаббад» принадлежат 3 из 6 действующих синагог. Община имеет свои отделения практически во всех регионах России. Численность любавической общины составляет 10—15 тыс. человек, регулярно посеща­ющих синагогу по субботам и праздникам (активистов — 500-600 человек).

Движение прогрессивного иудаизма или реформистская синагога суще­ствует в России не более 10 лет и не имеет российских корней. Оно возник­ло в СССР в 1989—1990 гг. на волне интереса к советской «перестройке» на Западе по инициативе тогдашнего лидера Всемирного Совета Прогрессив­ного иудаизма р. Гирша. Фактически сторонники этой организации вербо­вались двумя ее британо-израильскими активистами в указанный период — С. Софером и Й. Осераном. Несмотря на отсутствие в России традиций реформизма и слабую финансовую и организационную поддержку со сто­роны западных спонсоров (движение до сих пор арендует помещение под

молельный дом в Москве), российское движение прогрессивного иудаизма смогло за истекшие 10 лет создать свои общины в большинстве регионов страны. Их численность по объективным оценкам составляет 2—3 тыс. че­ловек (активистов — около 100), в основном это представители студенческой молодежи и интеллигенции до 40 лет. Реформисты делают ставку на мо­лодежь и интеллигенцию, в большинстве своем не принимающих жесткие талмудические догматы традиционного иудаизма. Лозунг реформизма — «Иудаизм — для современного человека». Движение прогрессивного иуда­изма считается единственной религиозной общиной, идентифицировавшей себя с сионистским движением. Совокупная числен­ность всех религиозных иудейских общин в России (включая лиц, получающих гуманитарную помощь и несколько раз в год приходящих в синагогу на празд­ники) согласно последним исследованиям не превы­шает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей.

Католицизм для России —традиционная религия, но не в юридическом, а в культурологическом значе­нии. Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 г. царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 г. в России был 1 491 действующий костел и 2 194 кзензов на 5 млн верую­щих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь. При совет­ской власти у католиков оставалось только два кос­тела на всю Россию. Возрождение католической цер­кви в России началось после 1991 г. На территории Российской Федерации сегодня действуют около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. Они могут иметь самые разные этни­ческие корни. Но это люди, которые говорят по-рус­ски, молятся по-русски, родились в России.

Католики подразделяются на две группы: католи­ков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране по­ляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латыйГей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латин­ского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обря­да представлены в стране Российской греко-католической церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. Позже многие из них уехали на Украину. В результате общая чис­ленность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс., а в зарубежных источниках всплывает цифра в 1 млн. Согласно данным Мини­стерства юстиции Российской Федерации, на территории нашей страны чис­ленность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за пос­ледние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организационных структур

Римско-католической церкви (РКЦ) в России увеличилась в 10 раз и продол­жает расти.

Католическая церковь вселенская, универсальная, она не национальная, но каждая конкретная поместная церковь имеет свою специфику. По собственному их признанию, католики были и останутся в России меньшинством.

Непросто складывались отношения православных с католиками. В 1054 г. Папа Римский и Патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме, и Христианская Церковь разделилась на Католическую и Православную. Официальный диалог между Русской Православной и Ка­толической Церквами смог начаться лишь в результате перемен в католи­цизме, связанных с решениями Второ­го Ватиканского Собора 1962—1965 гг. С согласия гражданских властей като­лические епископские кафедры функ­ционировали в России и раньше. В советское время кафедры католических епископов существовали в Прибалтике. В 1991 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало две Апостольских администратуры, возглавляемые епис­копами: в Москве (для католиков европейской части России) и Новосибир­ске (для католиков азиатской части страны).

1990-е гг. были для РКЦ оптимистическими, и существовали надежды, что она займет подобающее ей место в российском обществе, наряду с дру­гими традиционными церквами и христианскими конфессиями. Римско-ка­толическая церковь в России активно принимала участие в общественной жизни, экуменических акциях, выступала по самым разнообразным вопро­сам текущей политики, не боялась общаться с журналистами, ее представи­тели активно участвовали в телевизионных программах и дискуссиях. Со­бытия 2002 г. — когда Ватикан учредил на территории РФ несколько епар­хий, из которых создал митрополию, — стали отправной точкой возникновения межконфессионального кризиса. Оказалось, что подавляю­щее число фактических руководителей российских структур конфессии, претендующей на статус традиционной, являются иностранными граждана­ми, пребывающие в нашей стране по временным визам (до 90% из них — поляки). В 1999 г. в России действовало 128 католических священников — из них российских граждан только 6 человек. Уже через год число миссио­неров увеличилось до 219 (российских граждан — 19). В настоящее время «окормлением паствы» занимается 283 католических священника и 273 мо­нашки (из них только 19 имеют российское гражданство), приехавших в Россию из 17 стран, в основном из Польши, Словакии, Германии, США, Аргентины, Франции, Мексики, Италии, Японии и др.

Резкое неприятие существующего статуса РКЦ в России со стороны Московского Патриархата, а также охлаждение взаимоотношений между церквами, послужили сигналом к тому, что российская общественность и, прежде всего масс-медиа, приняли сторону Русской Православной Церкви. В результате, о католиках в России стали говорить и писать либо в негатив­ном тоне, либо их просто перестали замечать.

Протестантизм западноевропейского происхождения появился в Рос­сии в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее баптисты, главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в.

Б07

начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины хрис­тиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечествен­ной войны появились «Свидетели Иеговы». В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов)13.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни.

Католицизм в России. Поклонение Пресвятым Дарам

По данным официальной статистики, по состоянию на 1917 г. из проте­стантских деноминаций официально была признана деятельность только евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесят­ников), адвентистов седьмого дня, молокан и меннонитов. Данные переписи 1913 г. говорят о том, что 4,5% населения России исповедовали протестант­скую религию (причем 25% из этого числа были представителями интелли­генции) — это против 65% православных верующих14.

В 1944 г. евангельские христиане и подавляющее большинство россий­ских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Союз евангельских христиан-баптистов). В стране представле­но и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но быстро увеличиваю­щее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятнмест-во, подразделяющееся на ряд ветвей. Особое положение в протестантизме

13 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 190.

14 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115.

занимают разные группы так называемых маргинальных протестантов, ве­роучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестан­тизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссио­нерской деятельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иису­са Христа святых последних дней.

Активность протестантских религиозных организаций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно растет. Наиболее крупными по числу организаций являются еван­гельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Официально зарегистри­рована религиозная организация «Ас­социация миссий "Ковчег"». В ряде протестантских религиозных органи­заций создаются объединения, целью которых является оказание благотво­рительной помощи, работа с наркома­нами и алкоголиками, инвалидами (особенно глухонемыми). Так, при ак­тивном участии церкви «Свет Миру», «Пресвитерианской церкви» в г. Тю­мени в июне 2002 г. проведена городская акция «Будущее детей — без наркотиков».

Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8. В их числе есть те, кото­рые существуют в России давно, как например, меннониты, молокане или евангельские христиане-баптисты, которые в этом году отмечают 130-летие своего движения в России, и те, которые появились в нашей стране совсем недавно, как, например, харизматы или христиане полного Евангелия, но уже имеющие значительное число последователей.

Сравнительный анализ видов деятельности православных и протестант­ских объединений позволяет сделать вывод о значительно большей, по срав­нению с православными церквами, ориентированности протестантских церквей на решение социальных проблем общества, обращение в своей де­ятельности вовне, за пределы церковной общины15.

Огромную роль в развитии социального уклада, предпринимательства и культуры российского общество сыграло старообрядчество, которое первым отделилось от Русской православной церкви. Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви, произошедшего в 60-е г. XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666), воспринятые частью населения как «порча веры».

Среди старообрядцев преобладают русские. Старообрядчество никогда не было единым течением. В течение XVII—XVIII вв. старообрядцы раздели­лись на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых ин­ститут священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся натри основные группы: единоверцев, приверженцев Русской пра­вославной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторон­ников Русской древлеправославной церкви. Беспоповское направление в на­стоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное,

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 118.

S

поморское, федосеевское и спасовское (спасово) согласия, филипповский и страннический толки.

В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских вла­стей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизо­ляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т.п. Лишь в конце XIX — начале XX в. старообрядцы получили более или менее благо­приятную возможность для удовлетворения религиозных потребностей. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики Рос­сии на основе свободного предпринимательства. Общая численность старо­обрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек.

В 1971 г. поместный Собор Русской православной церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношения — конструктивного диалога и сотрудниче­ства — Московской патриархии и старообрядцев-поповцев.

Таким образом, конфессиональный состав населения России практичес­ки за 100 лет отражен в табл. 9.

Таблица 9 Конфессиональный состав населения России

 

Состав населения Российская Империя (1897 г.) СССР (1991 г.) Россия (середина 1990-х гг.)
Численность совокупного населения 125 млн 270 млн 149 млн
Православные (включая старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн)
Мусульмане 11,2 11,5 10-13 (15-20 млн)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (около 1 млн)
Последователи новых религиозных движений - 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие - Около 50% Около 50%

Источник: Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

Сегодня на громадных пространствах Российской Федерации одновре­менно протекают разнонаправленные религиозные процессы. В централь­ной России продолжается укоренение традиционного православия. В угро-финских республиках — Карелии, Коми, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии — параллельно развиваются национальное язычество и лютеранство. Одна исламская группа сосредоточена на Кавказе, другая — от Казани, по Волге, через Башкирию тянется к Южному Уралу. Буддизм концентрируется в Калмыкии, Туве и Бурятии. Русский протестантизм наиболее успешно раз­вивается в Сибири, а католичество сосредоточивается в крупных промыш­ленных субъектах РФ16. Возобновили свою деятельность некоторые конфес-

16 Щипков А. Проблемы конфессиональной прессы и светской религиозной публицистики (http:// ekg.metod.ru).

сии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ка­зани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым синкретичес­ким религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе и Моск­ву. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населен­ных пунктах России (наряду с Украиной) секта Белое братство и так назы­ваемая ересь Порфирия Иванова. Часть южных алтайцев исповедуют бур-ханизм — появившуюся в 1904 г. синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой ре­лигии поклоняются богу Бурхану.

Шаман — представитель традиционных верований в России

В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составля­ют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэ­гейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных веро­ваний есть также среди эвенков и хантов.

Анализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации все активнее включаются в процессы социального служения в обществе. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания, проблемы борьбы с алкоголиз­мом и наркоманией, благотворительности и милосердия, просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадицион-

Ен

ные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возможности прекращения вооруженных конфликтов в Нагор­ном Карабахе и Чечне.

Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и аккультурация, сохранение автономии и культурный плю­рализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве посте­пенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них так называемый русский ислам — исламской и русской культур, в том числе культур мышления. Его основные черты: массовый переход в мечетях на рус­ский язык; перевод исламского книгоиздательства на русский язык; приня­тие госстандарта по исламской теологии и разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определенном методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, ду­мающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре17.

Социальной базой распространения русского ислама становится русский язык, на котором разговаривает большинство населения России. Большин­ство городских мечетей сегодня наполняются мусульманами разных наци­ональностей, а этим национальностям нужен единый язык общения. Но вместе с языком в сознание людей проникают и новые стереотипы, привыч­ки и алгоритмы мышления. Татарский ислам, к примеру, совершенно не похож на арабский ислам, поскольку тот существует совершенно в ином культурном пространстве. Процессы этнокультурного смешения и мигра­ционные потоки лишь усилят в будущем значение этого феномена. Взаимо­дополнение конфессий и культур рождает так называемое пространство комплементарности — между русской культурой, имеющей традиционно православные корни, и исламской культурой в России.

Русификации ислама, если уместно подобное выражение, способствует также развитие рыночных отношений. Книгоиздательства в погоне за мас­совыми тиражами предпочитают выпускать книги на том языке, на каком разговаривает большинство покупателей. И хотя сегодня в России немало было выпущено исламской литературы на разных языках, особенно на та­тарском, тем не менее самое массовое распространение получила исламская литература на русском языке: книги издательства «Бадр», дагестанский про­ект издательского дома «Ансар» — «Золотой фонд исламской мысли» («На­ставление правителям» имама Аль-Газали и др.), монографии востоковедов и арабистов, энциклопедии, словари, карманные словарики, тафсиры, пе­реводы, многочисленная суфийская литература. Государство в этот процесс совершенно не вмешивается, он происходит стихийно.

Образовательный процесс в России протекает на русском языке. Он за­дает стандарты и эталоны обучения, за ним тянутся национальные и кон­фессиональные программы обучения. Сегодня в стране 17 вузов, в которых существуют теологические кафедры или факультеты: 12 государственных и

17 Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru).

5 негосударственных. Все они — православные. В 1993 г. разработан стан­дарт по теологии, разумеется, на русском языке. По его образу и подобию готовят стандарты для других религий. В информационном пространстве России также господствуют русскоязычные СМИ и телевидение. Наконец, еще одно обстоятельство — появление интеллектуальных сообществ, дума­ющих и говорящих на русском языке. Именно в интеллектуальной ислам­ской среде, отмечает С. Градировский, наибольшее количество русских, с русскими корнями или наполовину русских, или, например, с явной тюрк­ской антропологией, но при этом давно уже русскокультурных, русскоязыч­ных людей, принявших ислам18. Цель нового культурного проекта или новой культурной стратегии — формирова­ние в России собственной исламской религиозно-философской школы, ло­яльной российской государственности и противостоящей фундаменталистским течениям в исламе. Речь идет о мультикультурном проекте вовлечения ислама в общероссийскую идентич­ность, о создании некой общероссийской, и в значительной степени — рус-скокультурной, мусульманской идентичности, формирование которой мо­жет быть управляемым со стороны государства. Но для этого, по мнению С. Переслегина, государству необходимо пересмотреть «внутренний дого­вор» российской государственной системы с православием, поскольку весь­ма сомнительно, что на сегодняшний день православные составляют боль­шинство населения или, по крайней мере, наиболее активное большинство России. В этих условиях речь должна идти о равных отношениях властей со всеми конфессиональными группами. В свою очередь, православные акти­висты видят в проекте, в первую очередь, угрозу исламизации русского на­селения. Особенно активно против проекта выступает Союз православных граждан.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия