Студопедия — КРИТЕРИИ СВЯТОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРИТЕРИИ СВЯТОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ






Слово «святой» употребляется как в Ветхом, так и в Новом Завете, но в разных контекстах и в разных значениях. В Ветхом Завете оно используется скорее в виде исключения — для обозначения неких беспорочных избран­ников, а в Новом Завете оно обозначает всех христиан. Церковь есть обще­ство святых, но никто из верующих автоматически не становится святым по факту своей принадлежности к Церкви. Для этого надо пройти два важных этапа: 1) креститься, т.е. принять таинство Крещения, получить право от­правлять общее богослужение, участвовать в церковной жизни; 2) вести праведную жизнь, бороться со своими пороками и грехами, неустанно тру­диться на духовном поприще, т.е. стать способным к принятию особого ос­вящения Духом Святым. Первая ступень — начало пути, многие на ней ос­танавливаются, вторая — завершающая часть длинного пути (стяжание Духа Святого), в конце которого христианин только и может считаться святым. Многие не выдерживают пройти путь до самого конца, сворачивают с него, либо бесконечно блуждают.

Таким образом, в трактовке святости между религией Ветхого и Нового Завета существует принципиальная разница. Религия Ветхого Завета гово­рила о том, что свят только Бог; библейские святые — особенно пророки — были его провозвестниками, но они не обладали собственной святостью (святость не была их личным достижением). Христианство, т.е. религия Нового Завета, утверждает, что Господь воспринял человеческую природу — не абстрактную небесную, сверхъестественную, адоступную людям. Богстал человеком для того, чтобы человек мог стать богом. Христианская свя­тость — т.е. «жизнь во Христе» и участие в его божественности — обуслов­ливалась личными достижениями.

Слово «святой» часто употребляется в Новом Завете. Например, в своем втором послании апостол Петр так говорит о христианах: «вы — род избран­ный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Уже здесь проясняются основные критерии: а) святые — это не большин­ство, а меньшинство народа; б) они являются избранными, но не светски­ми властями, а Богом; в) относятся к особой категории избранников — цар­ственному священству; г) они взяты в «удел». Это слово можно трактовать по-разному, в том числе как находиться при особом деле, выполнять осо­бое задание, быть перенесенным в особое место. Все трактовки годятся для понимания участи святых — ратников Божьего дела. Однако дела эти — особого рода. Они связаны с подвигами, совершением чудес и мученической смертью во имя Божье. Мученическая смерть за преданность христианским идеалам и ценностям рассматривается как истинное выражение христиан­ской святости. Мученики почитаются в Церкви по самому факту перенесе­ния ими различныхлишений, страданий, мук и пролития ими крови за Хри­ста. «Никто излюдей не возлюбил Бога так, как мученики, — свидетельству-

ет святитель Иоанн Златоуст, и в другом месте он же говорит, — нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущее­ся для нас страшным и невыносимым».

Для христианства святость — это прежде всего связь с божественным, запредельным, высшим миром, для социолога — особая модель поведения, которая может быть признана эталонной, героической, мученической. По определению А.И. Осипова, «канонизация есть ни что иное, как свидетель­ство Церкви, что человек-христианин на том земном поприще, на которое он был поставлен Богом, показал ту норму христианской жизни, которая

может быть названа Церковью в каче­стве примера для всех других. Напри­мер... царь, который действительно показал, как он душу свою полагает за народ свой в управлении государством, какие христианские принципы руко­водили им в проведении государствен­ной политики»10.

Золото, очищенное в печи, — так называли праведников. Праведник — «земной ангел и небесный человек», разделяющий с людьми все тяготы земного, бренного существования, — становился реальным, телесным носителем качеств, присущих иному миру. Момент смерти праведника неизбежно воспринимался как час горького расставания, когда мир взывал к нему не уходить до конца, оставить некие памятные знаки своего пребывания на земле, которые продолжали бы сви­детельствовать о вечном и незримом. Такой «материей святости» станови­лись реликвии — прежде всего прославленные, чудотворящие останки по­движника, а кроме того — любая «материя», как бы впитавшая в себя каче­ство святости: моленый образ из кельи монаха, посох святителя, сорочка убитого на поле брани воина.

В специальном докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия говорится, что «святыми Церковь называет тех людей, которые, очи­стившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царство Небес­ное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам перво­начально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17. 21—24). К ним причислялись также ветхозавет­ные пророки и патриархи. Таковыми были и мученики, подвиг которых открывал перед ними Царствие Небесное. Святые — это наглядное обнару­жение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Промысла, которым управля­ются люди к жизни вечной и спасению. По учению Церкви, угодники Бо­жий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование»".

Святые — 1) особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства;

Осипов А.И. Он так и не защитил своего народа... // Встреча. 1997. № 1(4). С. 6. Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

посредники между Богом и людьми; благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых; 2) пер­сонажи христианской литературы и культа, усвоенные устной народной традицией.

Таким образом, подавляющая часть христиан остаются формально свя­тыми (по принадлежности к святой Церкви), но лишь немногие становятся святыми по содержанию (выполнив все указания и заветы святой Церкви). Именно эта часть христиан канонизируется и получает официальный ста­тус святого. Святой, праведник — это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем хрис­тиан, прибегающих к его помощи. У многих слово «святой» ассоциирует­ся только с человеком, который достиг какой-то особой степени святости, т.е. с наиболее преданным последователем Христа. Но Библия утверждает, что все истинные христиане являются святыми, даже те, которым не доста­ет духовной зрелости или знаний.

Несмотря на такую расширительную трактовку понятия святых, канони­ческими святыми, т.е. прошедшими специальную процедуру подтверждения своей святости, канонизацию, считаются в христианстве лишь небольшая часть верующих, имеющих особые заслуги перед Церковью. Григорий Нис­ский именовал святых гражданами небесными, которые служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе они преодолевают плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. У святых не только слова, но даже лица исполнены духовной благодати. Если они сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех свой проступок. Святые свободны от тщеславия. Души святых исполнены кротости и человеколюбия ко всем людям.

Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чис­тоте любви. Два непременных атрибута святых — это их небесное заступни­чество за нас и наше земное поклонение им. Согласно формулировке Трент-ского Собора: «Святые, которые царствуют вместе со Христом, молятся Богу за людей. Очень хорошо и полезно молебно призывать их и искать в их мо­литвах прибежища, помощи и поддержки для обретения благ от Бога».

В раннем христианстве основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. Первое упоминание о почитании святого, как о деле принятом, относится уже к первой четверти II в. Существует мнение, что почитание мучеников началось в середине I в.12 В церковных источни­ках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников.

Описывая первые века христианства, приходится говорить больше о не­кой социальной практике почитания святых, нежели об институте, так как в это время чествование святых только начинается и вводится в Церкви как благочестивый обычай. В каждой общине-церкви (она могла насчитывать всего несколько человек; например, в Антиохии в III в. существовала един­ственная христианская община числом в 17 человек13) почитались свои «мест­ные» святые, чаще всего мученики, не было никаких общих для всех церк-

12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых Русской церкви, М., 1998 (репринт 1903). С. 13-14.

13 Basile de Cesaree. Traite du Saint-Esprit. 29/ Ed. B. Pruche (SC, 17). Paris, 1947. P. 251.

вей святых, отсутствовали письменные источники (жития святых), почита­ние основывалось исключительно на основе устных рассказов. Кроме того, не существовало канонического обоснования почитания святых (иными сло­вами, не было никаких обязательных для всех общин инструкций, которые бы регламентировали почитание святых).

К V в. практика почитания святых разворачивается, превращаясь в част­ный социальный институт. Уже вполне сформировываются его структурные элементы (табл. 12)14:

Таблица 12 Структурные элементы института чествования святых

 

Структурные элементы Институт чествования святых
Провозглашаемые цели и задачи Увековечивание памяти подвижников, своей жизнью угодивших Богу. Создание группы людей, которые могли бы служить образцом поведе­ния для христиан. Нравственное воспитание верующих
Образцы поведения Утверждение почитания святых (канонизация), почитание их останков (мощей)
Символические черты Иконы, фрески и статуи святых, мощи (или частицы мощей)
Утилитарные черты Храмы и часовни в честь святых, гробницы
Устная и письменная традиция Жития святых, сказания о чудесах, службы святым, молебны, тропари, кондаки и величания святым (особые песнопения, посвященные святым и их подвигам)

Отдельными практиками становятся: канонизация, различные формы почитания, составление житий, тропарей, написание икон и т.д. В таком виде на Востоке институт чествования святых сохранился до наших дней (в Западной Церкви — Римской — со временем немного изменилась про­цедура канонизации).

Если в раннем христианстве каждый христианин назывался святым, то уже к V в. начинает выделяться особая категория христиан, чья память чти­лась особым образом; с того времени святыми называют уже не всех хри­стиан, а лишь тех, кто своими подвигами и заслугами перед Церковью снискал всеобщее почитание. Если до IV в. христиане представляли собой более или менее однородную группу (в том смысле, что почти каждый из них был готов страдать за свою веру), то с прекращением гонений и пре­вращением христианства в официальную религию Рима, Церковь стала пополняться почти всеми подряд гражданами империи. Если до IV в. стать христианином — означало занять определенную позицию в обществе и быть готовым к преследованиям, то уже в V в. христианами становились все граждане просто по факту рождения в Римской империи. Церковь чув­ствовала эту перемену (неслучайно возникновение монашества — уход от мира — относится к IV в.), а потому и возник институт святых — как сво­еобразная реакция на социальные перемены в жизни Церкви. Иными сло­вами, то, что еще вчера было повседневностью, сегодня стало почти недо­сягаемым идеалом.

I4 D

и представленной таблице набор структурных элементов взят из: Chapin F.S. Contemporary American institutions. N.Y., 1935. P. 28.

В современном русском языке святым называется человек, который при жизни проявил себя как подвижник благочестия, как молитвенник или как мученик за Христа и за веру, и который канонизирован Церковью, т.е. при­знан святым. Сам акт канонизации (причисление к лику святых) происхо­дит всегда после смерти человека. Основаниями для канонизации являют­ся: почитание святого в народе, особые заслуги перед Церковью и/или об­ществом, мученическая кончина за веру во Христа, чудеса, совершаемые при жизни святого и после его кончины (на могиле). Причиной канонизации могут служить богословские труды святого, оказавшие влияние на Церковь. Для того чтобы человек был канонизирован, собираются необходимые све­дения о его жизни. Все собранные материалы рассматриваются на архиерей­ском или поместном Соборе и выносится решение о канонизации.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия