Студопедия — ПРОБЛЕМНЫЕ И МНИМЫЕ СВЯТЫЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМНЫЕ И МНИМЫЕ СВЯТЫЕ






Вопросы канонизации ныне вышли за рамки Православной Церкви и стали объектом всенародного диспута. Примером служит, в частности, воп­рос о канонизации последнего российского императора Николая II, подня­тый в начале 1990-х гг. и чуть не расколовший Церковь и общество на сто­ронников и противников. Широкую бурю откликов она вызвала и за рубе­жом. В РПЦЗ Николая II канонизирован еще в 1981 г. Архиерейский Собор РПЦ в 1997 г. отказался канонизировать Николая II, указав на абсолютно церковную причину — нет чудотворений. А почитание святых на Руси не­пременно связано с фактами чудотворений. Кроме того, за ним числились отречение от престола28, поддержание при дворе сомнительной в религиоз­ном смысле атмосферы (Распутин, удаление от двора активных иерархов, отказ в проведении Поместного Собора и восстановлении патриаршества). Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытались обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церков­ной политикой.

Однако сторонники канонизации, во многом руководствуясь политиче­скими соображениями, стали лоббировать вопрос в высших церковных кру­гах и агитировать широкие массы — организовывать пропагандистские ком­пании и собирать подписи. Неожиданно появилось множество примеров чудотворения вокруг Николая II — иконы начали плакать, а больные исце­ляться29. Возникла беспрецедентная в истории Церкви ситуация, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому (что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений), а в очень резкой форме требует от епископата его канонизации. Так, в кон­це июля 1999 г. в Москве на конференции «Определение Священного Си­нода РПЦ от 18 июля и проблема канонизации Царя Николая II» казаки приговорили проф. МДА А.И. Осипова к... порке нагайками за его отрица­тельное отношение к прославлению Николая II, а радиостанция «Радонеж» этот приговор и огласила. Лоббисты, симпатизирующие идеям РПЦЗ, ис-

Сакральная сторона вопроса заключается в том, что отрекаясь от престола, царь отрекается от самого дара помазания. Помазание Государя на царство означает ниспослание ему дара вспомо­ществующей благодати в управлении государством. С юридической точки зрения отречение от престола означает, что трон отныне не может быть передан законным путем его наследникам. Стало быть, отречение от престола равносильно крушению самодержавия и монархии. 29 Независимая газета. 2004.11.03.

Б47

пользовали газеты, журналы, радио, педагогические и лекторские кафедры и даже амвоны, но добились своего.

Решением Священного Синода и Архиерейского собора Русской право­славной церкви от 2000 г. члены царской семьи Романовых были причисле­ны клику святых как принявших мученическую кончину, т.е. «как страсто­терпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских». Царя Ни­колая II решено канонизировать не как праведника — для этого нет и не будет оснований, — но как мученика за веру или, выражаясь более осторож­но, страстотерпца, т.е. христианина, со смирением принявшего смерть и отказавшегося вследствие религиозных убеждений сопротивляться убийцам.

Попытка оспорить решение Собора в Верховном Суде России в 2003 г. успеха не принесла, поскольку вопросы о канонизации являются исключи­тельно церковными и не относятся к предметам гражданского права, т.е. не подпадают под компетенцию федеральных судов.

Мотивируя свое решение, РПЦ ссылалась на то, что, во-первых, почи­тание царской семьи, начатое уже святейшим патриархом Тихоном в заупо­койной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по уби­енному императору через три дня после екатеринбургского убийства, про­должалось, несмотря на господствовавшую в нашей стране идеологию на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории; во-вторых, канонизация монарха никоим образом не связана с монархиче­ской идеологией и тем более не обозначает «канонизации» монархической формы правления; в-третьих, в страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кон­чине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претер­певших гонение за Христа в XX в.30

Еще в 1999 г., когда процесс рассмотрения вопроса о канонизации Ни­колая II и его семьи не был завершен и решения Поместного собора по нему не было, в средствах массовой информации их уже представляли в качестве святых, а отдельные священнослужители всенародно совершали им молеб­ствия и помещали в храмах их «иконы» (хотя икона — это образ только про­славленного Церковью), т.е. проводили активную мирскую пропаганду, со­вершая тем самым антиканонический акт. Доходило до того, что иконопис­ное изображение членов бывшей царской семьи везли в Грецию, на Афон и там ничего не подозревающим монахам представляли в качестве иконы, а затем их отзывы (естественно, положительные) выдавали за подтверждение святости царской семьи31.

Парадоксально, но проблемной являлась самая первая канонизация на Руси — сыновей князя Владимира от последней, христианской жены-бол­гарки — Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. по велению сводного брата Свято-полка. Эта канонизация далеко не сразу оказалась принята греческой цер­ковью. В святости князей сомневались русские митрополиты из греков — Иоанн и Георгий. Дело в том, что Борис и Глеб не были ни подвижниками, ни мучениками за веру. Подвиг их состоял исключительно в непротивлении насильственной смерти, что с точки зрения греческой церкви не являлось

30 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru).

31 См.: Бог прославляет своих святых. М.,1999.

достаточным основанием для причисления к лику святых. Канонизация основывалась лишь на чудесах и знамениях над телами убитых в разное время и в разных местах братьев. Правда, предсмертное поведение Бориса и Глеба было воспринято русским народом как подвиг. Своим парадоксальным подвигом Борис и Глеб создали на Руси новый класс (чин) святых — «стра­стотерпцев», т.е. не противившихся насильственной смерти, что сообщало ей характер вольной жертвы.

Кампания за признание Европейского Союза священным путем причисле­ния к лику святых его отца-основателя Роберта Шумана продолжается уже 14 лет. Движение за причисление его к лику святых и канонизации начал Ин­ститут Святого Бенуа, частная организа­ция в Меце, пользующаяся поддержкой влиятельных лиц, среди которых — пре­зидент Франции Жак Ширак. Послед­ ним, кто был канонизирован в рамках Римско-католической церкви за вопло­щение религиозных идеалов в политике, был сэр Томас Мур, и было это почти 500 лет назад. Шуман, министр иностранных дел Франции, в 1963 г. умер тихо в своей постели в возрасте 77 лет. Он жил аскетом, питаясь яйцами и салатом, и каждое утро принимая причастие в церкви Служителей Пресвятого Сердца рядом с его домом. Он никогда не был женат. Конрад Аденауэр, покойный ныне канцлер Германии, называл его «святым в деловом костюме». Группа исследо­вателей из Меца, изучив его частную переписку и опросив под присягой 200 сви­детелей, пришла к заключению, что французский политик был святым чело­веком, который старался жить в соответствии с библейскими заветами. Одна­ко они не обнаружили никаких свидетельств о чудесном исцелении или провидении, что является необходимым условием для причисления клику свя­тых. Запечатанный контейнер с 66 кипами документов был отправлен в Рим для окончательного решения в Конгрегации по канонизации святых. Сторонники кампании по причислению Шумана к лику святых занимаются лоббировани­ем интерпретации правил канонизации в свою пользу, настаивая, что франко-германское примирение после разрушительной Второй мировой войны чудес­но само по себе. Тем не менее Ватикан решительно отказывает в канонизации Р.Шумана32. Зато в 2004 г. Папа Римский Иоанн Павел II объявил о причисле­нии клику святых женщины, которая отказалась делать аборт, несмотря на пре­дупреждения врачей о том, что она не перенесет роды. 39-летняя Жанна Беретта Мола оказалась первой замужней женщиной, канонизированной Ватиканом за последние 500 лет. Всего же за 25 лет понтификата Иоанн Павел II канонизиро­вал 482 человек — больше, чем все его предшественники за прошедшие 500 лет. Если в процесс канонизации святых, фундаментальные принципы кото­рой установлены несколько веков назад, вторгается политическая конъюнк­тура, в качестве социального института она может переживать глубокий кризис, в основе которого лежит противоречие между функциями и дисфунк­циями института, между явными и латентными функциями.

К явной функции института святых относятся официально провозглаша­емые цели и задачи, в частности, укрепление веры людей и их нравственное воспитание. Почему церковь хранит память о своих подвижниках, записы-

32 Источник: www.inopressa.ru. 2004.08.19.

вает и распространяет их жития? Потому что это позволяет верующим, во-первых, знать о том, что святые — это не только люди глубокой древности или времен земной жизни Иисуса Христа, но и их современники (или по­чти их современники) и, следовательно, укрепиться в вере, что достичь свя­тости можно и в наши дни. Во-вторых, это утверждает верующих в мысли, что, как бы нелепо это ни звучало, «добро побеждает зло». И хотя святые нередко заканчивали свою жизнь не «в постели», они в конечном итоге за­служивают прославления и всеобщего почитания, т.е. обретают самый вы­сокий статус, какой можно получить в Церкви.

Демонстрация с призывами канонизировать Иоанна Павле II. 200ь

Латентной функцией, а в данном случае с негативным оттенком — вы­ступает поклонение святым (как идолам). Возникнув как почитание, отно­шение к святым очень быстро стало обретать характер поклонения. Разница здесь втом, что поклонение воздается только Богу — Единственному, Кому человек, согласно христианскому вероучению, может (и должен) поклонять­ся. В поклонении Богу выражается полное подчинение Его воле. Почита­ние же предполагает уважение, благоговение, признание, но не подчинение.

Данная функция трансформируется в дисфункцию и часто приводит к тому, что поклонение святым превращается в самодовлеющий культ со сво­ими целевыми установками, идеологией, правилами, обычаями. В покло­нении святому акцент с личности Христа переносится на «свойства» свято­го, которые ему приписываются народом. Из помощников, ходатаев перед Богом святые сами превращаются в богов, каждый из которых заведует сво­им «направлением». Например, св. Пантелеймон помогает от болезней, пророк Илия посылает хорошую погоду, а св. Матронушка московская при­носит счастье в личную жизнь. Практика поклонения святым, формально осуждаемая Церковью и ее канонами, очень часто находит поддержку в «про­стом народе». Почему же она не приветствуется Церковью и является дис-

функцией? Потому, что она откатывает сознание верующего назад, к маги­ческим установкам, в соответствии с которыми мир представляется раздроб­ленным, а не как единое целое. Оказывается, что усердными просьбами, мольбами (а, может, и количеством поставленных к иконе святого свечек) можно «подкупить» святого, направив его силу в «нужное» русло. Все это в корне противоречит христианству, где в основной молитве («Отче наш») в обращении к Богу говорится: «да будет воля Твоя».

Почитание наиболее популярных святых иногда перерастает в самостоя­тельную систему. С датами памяти того или иного святого связываются пред­сказания погоды, обилия урожая, бла­гополучия в бытовой жизни и т.д. На­пример, «"Петр и Павел" час убавил», «"Илия-пророк" —два уволок» — име­ ется в виду праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу (12 июля), когда день уменьшается на час по сравнению с 22 июня, и праздник Илии про­рока 2 августа. Или: «Если на Покров снег, значит зима будет ранней» (име­ется в виду праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября).

Почитание святых порой приобретает самодовлеющую форму, становит­ся поклонением; уже на задний план в представлении человека отходят вера в Христа, в Его Воскресение, неважным становится участие в таинствах Цер­кви, однако все большее внимание уделяется тому, какому святому в каких случаях молиться, иконе какого святого поставить свечку и т.д. Одним сло­вом, почитание святых в том виде, в каком оно институционализировано Церковью, превращается в самостоятельный культ с элементами язычества и магизма.

Как частный, по отношению к религии, институт чествования святых не мог избежать институционального кризиса, начавшегося в России в XVIII в. Петровские реформы, вследствие которых было упразднено патриаршество, учрежден Синод во главе с обер-прокурором, а Церковь превратилась в один из государственных институтов (иначе говоря, из основного института Цер­ковь превратилась в частный институт государства), привели к «замо­раживанию» религиозной жизни в России. Эта «заморозка» коснулась мно­гих церковных институтов и практик, не обошла она и институт чествова­ния святых. Достаточно сказать, что за весь синодальный период с XVIII по XIX в. (до царствования Николая II) было канонизировано всего 5 святых (для сравнения: от начала христианства в России до 1547 г. было канонизи­ровано 67 святых; с 1549 г. до учреждения Синода в 1721 г. — 146 святых)33. Несмотря на это, охлаждение к канонизации со стороны церковных влас­тей, почитание Божьих угодников в народе развилось до такой степени, что в сознании большинства утвердилось (хотя и ранее существовавшее, но не столь сильное) убеждение: все мощи святых остаются нетленными. Это убеждение, идущее вопреки каноническому и традиционному представле­нию об останках святых, превратилось в еще одну дисфункцию, которая дала о себе знать после Октябрьского переворота. Историк указывает дату 1 марта 1919 г.34, когда варварские вскрытия гробниц стали для многих сильным ра-

33 Голубинскии ЕЕ. Указ. соч. С. 85, 159, 183.

Pospetovsky D.M. Soviet Antireligious Campaingsand Persecutions. Houndmills; London, 1988. Vol 2. P. 19.

зочарованием, а авторитету института чествования святых был нанесен мощ­ный удар.

Многих замечательных людей, праведников и подвижников, современ­ники почитают еще при жизни, продолжают почитать и после смерти. Эта народная любовь часто становится поводом для канонизации. Но все ли, кого народ почитает, как святых, достойны этого? Сейчас, к примеру, ока­залось немало поклонников не только упомянутых Ивана Грозного, Распу­тина, но и Павла Первого, и даже Сталина, которых тоже желают непремен­но видеть среди святых. Споры о святости не умолкают.

Носителями ложных культов становятся люди не­просвещенные в основах христианства либо имеющие какие-либо психологические, а то и психические откло­нения. Группа преданных истинному или ложному свя­тому почитателей настолько может уверовать в его не­погрешимость, что превращается в секту фанатиков. К примеру, вокруг Иоанна Кронштадтского еще при его жизни сложилась секта экзальтированных почитателей, их называли иоаннитами. Они почитали отца Иоанна как некое воплощение Бога на земле. Сегодня почитате­ли Царя-страстотерпца Николая II приравнивают под­виг последнего российского императора к искупительно­му подвигу Самого Спасителя. На изображениях можно встретить императора в терновом венце, как Спасителя, но это уже прямые элементы ереси, которую журналис­ты назвали «ересью царебожничества». Долгое время историки представляли императора Павла I фигурой карикатурной. Но недавно появились его почитатели, которые считают его царем-мучеником и поклоняются его надгробию в Петербурге. При нем священников пе­рестали наказывать телесно, облегчилось положение монастырей, и потому в народном сознании Павел I всегда был добрым царем, которого баре убили, а убийство это было вероломным и жестоким. Почитание Павла на­чалось, кстати сказать, задолго до революции 1917 г.: к его гробу ходили жа­ловаться и клали записки о заступничестве.

Сейчас существует и народное почитание старца Самсона (Сиверса). Его почитатели подавали в Комиссию по канонизации документы с просьбой причислить старца к лику святых, но им было отказано, поскольку матери­алы не отвечали принятым в Комиссии по канонизации критериям и боль­ше были похожи на фольклорное произведение. Лженародное почитание доходит иногда до анекдотических крайностей. Пошли разговоры о том, что надо канонизировать Василия Ивановича и Петьку, к этому призывает ста­тья в журнале «Русский дом». Создан акафист певцу Игорю Талькову. Кан­дидатом в святые стал Виктор Цой. Многие люди имеют расплывчатые и туманные представления о том, что такое канонизация, за что именно Цер­ковь прославляет своих подвижников. Они считают, что достаточно быть действительно известной исторической личностью и иметь заслуги перед Отечеством, — и этого достаточно для церковного почитания35.

35 См.: Телепрограмма «Православная энциклопедия». 17.01.2004 (www.eparhia.kursk.ru).

Несмотря на происходящее в нашей стране возрождение духовных цен­ностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие измене­ния. За время советской власти несколько поколений были лишены рели­гиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие пере­косы в массовом религиозном сознании и верующих, и тех, кто называет себя атеистами.

Сегодня мы видим, что и взрослые, и молодое поколение увлекается ве­рой в сомнительного рода чудеса, в экстрасенсов, НЛО, предсказания аст­рологов, в амулеты, приносящие счас­тье. Согласно социологическим иссле­дованиям, в приметы верят 56%, в вещие сны — 49%, в предсказания ас­трологов — 30%. В вечную жизнь, т.е. в то, во что должны верить православные христиане, верят всего лишь 22%36. Таким образом, почитание святых — истинная форма выражения христи­анского отношения к святым, а поклонение — ложная, неправильная, если хотите, превращенная форма, имеющая много общего с язычеством, но не относящаяся к христианству. С точки зрения православного учения так оно и есть, однако в обыденном сознании почитание и поклонение отождеств­ляются. Современные россияне хотят поклоняться тем, кого они знают и кого они любят, скажем Сталина или Цоя, а церковь предлагает им почитать 1 500 новомучеников, уничтоженных советской властью в 1920—1930-е гг., которых они не знают или мало что знают. О них рассылают материалы по приходам, они внесены в святцы и их предлагают почитать, но для народа они — абстрактные фигуры, и он выдвигает из своей среды совсем иных культурных героев, кому верит и за кем готов идти. Но они не проходят в категорию святых по церковным канонам. Получается самая настоящая аномия на одном конкретно взятом культурном участке: существуют офи­циальные нормы и образцы для подражания, но им не подчиняются, а те образцы, которым люди хотят подчиняться, не могут быть возведены в ранг закона.

Фактически в Туркменистане на государственном уровне поощряется создание нового религиозного учения. Предложения о признании Сапарму-рата Ниязова пророком уже не раз звучали на заседаниях Народного Сове­та — высшего органа представительной власти страны. Так, в декабре 1999 г., когда Сапармурату Ниязову было предоставлено исключительное право на пожизненное осуществление полномочий главы государства, ему был вру­чен посох и белый халат пророка. Основы для новой веры — «священная книга» и «пророк» в Туркмении уже есть. Определены и последователи но­вого учения — туркмены Туркменбаши, т.е. «умма» Сапурмурата Ниязова. В августе 1995 г. в туркменской молодежной газете «Несил» («Поколение») был напечатан текст молитвы, посвященной президенту. Со дня опублико­вания этого текста все верующие туркмены обязаны полностью выучить эту молитву. В Туркменистане сегодня большой упор в формировании культу-

Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1999. С. 362.

ры страны делается на доисламскую историю. Немалую роль уделяют зоро­астризму, некогда распространенному на территории современного Турк­менистана. Недавно волевым решением президента 20-21—22 марта каждого года провозглашены национальным Праздником Весны (Навруз) и счи­таются в Туркменистане нерабочими днями, один из них будет посвящен женщинам. Отмечаемый ежегодно 8-го марта национальный праздник пе­реносится на 20-е число этого месяца. Тем не менее об официальном учреж­дении нового религиозного культа все-таки объявлено не было. В конце кон­цов, сам Туркменбаши отказался от предложения объявить его новым про­роком37.

37 Башларов С. Есть Пророк в своем отечестве (http://religion.russ.ru).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия