Студопедия — ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА






Подавляющее большинство людей из обитающих на нашей планете 6 млрд землян выполняет только социальные функции: трудятся на произ­водстве или занимаются обслуживанием, обзаводятся семьями и растят де­тей, помогают родственникам или развлекаются. И только незначитель­ная — по сравнению с этим человеческим массивом — социальная группа все свое время посвящает служению Богу. В большинстве мировых религий монахи радеют о спасении человечества и составляют особую корпорацию людей, которую именуют монашеством.

Монашество (от греческого monachos — живущий в одиночестве, уединен­но) — это особый тип социальной общности в ряде мировых религий, объеди­нение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжания (от­каз от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомуд-

рия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей, отказав­шихся от старого имени. Слово «монах» (uouaxoQ означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добры­ми старцами). По-русски монашество называется иночеством. Это слово про­исходит от корня «ино(й)» и суффикса «чество», который добавляется к суще­ствительным, призванным характеризовать какое-либо общественное явление, традицию или обряд, чин или ранг. Иное, возведенное в ранг или степень, оз­начает уход от старого, удаление от привычного мира. Иночество так и пони­мается: удаленный от соблазнов мира образ жизни христианина.

В западноевропейском обществе эпохи Средневековья было три сосло­вия: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое из них выполняло свои социальные функции и занимало подобающее место в обществе. Высшим авторитетом пользовалось духовенство, отвечающее за религиозное един­ство общества, среди которого самое почетное место отводилось монахам. В феодальном обществе именно в духовенстве видели главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Монашество считалось идеаль­ной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положени­ем. Главный герой Средневековья — монах или святой. Они очищали обще­ство от нравственно скверны и духовной нечистоплотности, которые в V— XVI вв. представляли не меньшую угрозу, чем сегодня.

Если духовенство (священники, пасторы, раввины) — это категория ре­лигиозных служащих, получивших специальное образование и все время пребывающих в миру ради общения с верующими, то монашество живет замкнуто, общаясь с простыми верующими только для исполнения религиз-ных ритуалов. Монашеский подвиг является для них призванием, а не ро­дом занятий. Если говорить о монашестве как сфере занятий, то на них воз­ложена такая работа, которую не могут осуществлять ни рядовые верующие, ни даже священники за неимением времени или наклонностей.

Монахи берут на себя множество социальных обязанностей, в том числе отказ от имущества; воздержание (обязательно безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчине­ние его уставу. Повседневная жизнь монахов обретает свое истинное значе­ние лишь в молитве и богослужении. На протяжении дня она организована и упорядочена только в единстве с ними, из служб и молитв вытекает и все остальное. К тому же мир монашества, обширный, разнообразный и слож­ный, не ограничивается одними монахами. Это и уставные каноники и ере-миты; затворники и нищенствующие монахи; госпитальеры — монахи-во­ины по своему призванию; члены активных или покаянных братств на пе­риферии крупных орденов, а иногда и на периферии Церкви, на грани ереси. Сюда же относятся специальные учреждения, лепрозории и странноприим­ные дома, созданные при монастырях и пронизанные монастырским духом'. Об истории, социальной структуре и составе монашеских орденов, их куль­турной, политической, экономической, благотворительной и миссионер­ской деятельности, о каждой отдельной черте их жизни, будь то монашеская одежда, аскеза или представление о духовности, пища, литургия или управ­ление монастырем, тонзура, кровопускание, монашеское призвание, нови-циат, за прошедшие века написаны тысячи научных трудов.

1 См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.

Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в 111—IV вв. н.э. появилось в христианстве (оно отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей.

Монашество — это особый образ жизни и своя система ценностей, отличные от повседневной жизни простых людей

Монашеская жизнь как особый институт впервые возникла в IV в. в Егип­те, Палестине, Сирии, Малой Азии, откуда быстро распространилась по все­му миру. Распространению отшельнического образа жизни во многом способ­ствовали климатические условия в Египте. Сухой теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и плодовые деревья по­зволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также Антонием Великим.

Развитие монашества началось сразу же после обращения в христианство византийского императора Константина, прекратившего гонения и легали­зовавшего христианство. В IV веке монашество широко распространяется в Римской империи. Тогда же появляются и первые женские монашеские общины. В том же веке монашество распространяется и на западе империи: вначале на Британских островах.

Византию не без основания называли «образом небесного Иерусалима». Религия пронизывала жизнь византийцев во всех ее аспектах: византийские праздники были праздниками религиозными, состязания в цирке начина­лись с пения церковных гимнов, а торговые сделки заключались призыва­нием имени Троицы и запечатлевались крестным знамением. Григорий Нисский так описывает нескончаемые богословские дискуссии в Констан­тинополе во время Второго Вселенского собора:

«Они заполонили весь город: парки, рынки, перекрестки, аллеи. Люди в потрепанной одежде, менялы, торговцы снедью — все были заняты спорами. Если вы просите вернуть вам сдачу, вам отвечают философ­скими рассуждениями о рожденном и нерожденном; если поинтересу­етесь ценой буханки хлеба, услышите, что Отец больше Сына, а если спросите, приготовлена ли ванна, слуга ответит, что Сын был сотворен из ничего»2.

Страсти разгорались нешуточные, порой отцы прибегали к сомнительным средствам аргументации: так, Кирилл Александрийский в борьбе против Не-стория беззастенчиво подкупал двор и терроризировал население Эфеса воо­руженными отрядами монахов. Но к невоздержности в методах Кирилла по­буждало всепоглощающее желание отстоять правое дело, а ожесточенные споры среди христиан распалялись ревностью о христианской вере3.

В христианстве между священниками и монахами четких границ не про­водится, а потому многие из его представителей совмещают то и другое. В ка­толицизме различают два типа священников —регулярные и секулярные. Первые придерживаются строгих правил (по-латински — regula) и являют­ся членами религиозного (монашеского) ордена. Вторые не принадлежат ни к какому ордену и служат в храме. Само слово «секулярный» указывает на их светский характер, т.е. не монашеский. Члены монашеских орденов на­зывают друг друга братьями, они не являются священниками и не руково­дят паствой. Слово «орден» указывает на то, что монахи придерживаются строгой дисциплины и порядка {order— порядок, дисциплина).

В России не было монашеских орденов, поэтому здесь утвердились другие названия, характеризующие то же самое или похожее на него явление. Все монастыри — в зависимости от типа организации и общественной направлен­ности — подразделяются на светские (мирские), где нет изнуряющего аске­тизма и жесткой дисциплины, и уставные, придерживающиеся первохристи-анских принципов, строго устава и самодисциплины духа. Мирские монас­тыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричь­ся в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отды­хать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Люди, искавшие под старость в мирском монастыре покоя от мирских забот, не мог­ли исполнять строгих, деятельных правил иноческого устава.

Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое кня­жество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего кня­жения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечи­вал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.

2 Цит. по: Епископ Калист Диоклиискии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский ин­
ститут ап. Андрея. М., 2001. С. 25.

3 Там же. С. 24-28.

Б58

Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастыр­ской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». В зависимости от помощи, оказываемой государством, в России выделя­лись штатные и внештатные монастыри. Первые содержались целиком или преимущественно на субсидии государства, вторые находились на «хозрас­чете» и самофинансировании.

В индуизме между священниками и монахами проведена более ясная грани­ца. Лишь небольшая часть избранных индийцев по рождению принадлежит к касте брахманов, которые только и об­ладают правом проводить религиозные ритуалы. Такая привилегия предписана с самого рождения всем мальчикам, родившимся в высшей касте (а всего их в Индии четыре). Напротив, монахи не имеют права осуществлять религиозные ритуалы. И если брахман становится монахом, он моментально теряет право проводить индуистские ритуалы, т.е. быть священником.

В литературе можно встретить са­мые разные интерпретации института монашества, в том числе и такие: мона­шество — а) стремление вернуться к первоистокам христианства; б) попыт­ка буквально повторить евангелие, власть духа над телом; в) возникая на основе пустынножительства, оно наря­ду с юродством и странничеством явля­ется своего рода духовным подвигом, одним из путей спасения; г) православ­ными верующими оно воспринимает­ся как своеобразная элита церковного круга.

Как особый вид социального ин­ститута, существующий в человече­ской культуре около 3 000 лет, монаше­ство требует не только разрыва старых родственных и социальных связей, прикрепления к монастырю, подчине­ния его уставу, но и ведения особого образа жизни, принципиально отли­чающегося от того, какой существует в повседневной, светской реальности. Он связан с особой духовной дисциплиной, минимизацией жизненных по­требностей (употреблением спиртных напитков, курением, занятием сек­сом, развлечениями) и самоограничением, отказом от своего Я во имя Бога, регулярным участием в богослужебных ритуалах, хозяйственной и благотво­рительной деятельности монастыря. Поскольку монахами никто не рожда-

ется, но ими становятся, как правило, во взрослом возрасте, когда основная социализация завершена, навыки, ценностные ориентации и правила по­ведения уже сложились, переход из старой жизни в новую, монашескую происходит как кризисный процесс.

Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит св. Ва­силию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для мона­стырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послу­шания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомуд­рия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.

К монашеству люди прибегают после духовных потрясений, случившейся с ними большой беды, кардинальной переоценки всех ценностей, разоча­рования в существующем обществе и т.п. В результате уход в монастырь превращается в переживание пограничной ситуации, которую философы-экзистенциалисты всегда связывают с какими-то глубокими внутренними потрясениями.

Хотя главный труд и подвиг монахов — постоянная и неустанная молит­ва, только ею одной жизнь монашества не исчерпывалась. Изобретение вермута и крепкого темного пива, сохранение письменного наследия античности и новации в скотоводстве, открытия в области медицины и агрономии — вот далеко не полный список достижений средневековых монахов. Добавьте к этому увлекательные истории о монашеской «моде» и сложных взаимоот­ношениях внутри братии, об умерщвлении плоти, паломничествах и нака­заниях, застольях и разврате, а также о многом другом, о чем свидетельствует книга Лео Мулена4.

Монашество как социальный институт и монашество как личностный опыт существенно различаются. Так, в организации буддийских и христиан­ских монастырей немало сходства. Тем не менее цели ухода в монахи в том и другом случае очень разные. Христианин уходит от суетной жизни города и становится монахом для того, чтобы освободиться от греха, страстей, непра­вильного образа жизни и достичь в монастыре — через уединение и непрерыв­ную молитву — истинного понимания Бога, а тем самым лучше узнать само­го себя и раскрыть свой духовный потенциал. В буддизме люди становятся монахами для того, чтобы прервать бесконечный цикл реинкарнации — рож­дений, смерти и перерождений — выйти из бесконечного круга бытия.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 841. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия