Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феноменология





Принципы феноменологии как направления в современной философии были сформулированы немецким философом Э. Гуссерлем. Основной задачей феноменологии является описание механизма функционирования сознания с точки зрения самого сознания[87]. Ключевым понятием феноменологии является понятие об интенциональности или направленности сознания на предмет. Учение об интенциональности как специфической деятельности сознания направлено против представлений о нем как неком вместилище – будь то «tabula rasa» Локка или «res cogitans» Декарта – которое то ли наполняется представлениями из внешнего мира, то ли находит их в себе в уже готовом виде. Кроме того данное учение выступает против ассоцианизма, трактовавшего психические феномены подобно физическим[88].

Понятие интенциональности было известно в философии уже ранее, в частности, им пользовались в Средние века, однако в истории новейшей философии к нему впервые обратился психолог и философ Ф. Брентано, который считал, что психология не должна ограничиваться изучением отдельных, изолированных явлений сознания, таких как, например, ощущения. Дело в том, что во времена Брентано в психологии было широко распространено представление, что феномены сознания необходимо изучать аналитически, т.е. для того, чтобы понять какое-либо сложное психическое явление, его следует разложить на более простые составляющие его части. Например, для того, чтобы понять восприятие, его надо разложить на отдельные ощущения, а для того чтобы понять сознание, его надо разделить на отдельные функции, такие, как память, мышление, волевые акты и т.д.

По мнению же Брентано, сознание изначально представляет собой некоторую целостность, а в основе его работы лежит деятельность по установлению определенных отношений или, как говорил Брентано, интенций. Интенциональность – это отношение сознания к своему предмету, направленность на него. Соответственно тому, каков тип отношения сознания к предмету, Брентано различал три основных класса психических феноменов: представления (предмет как бы является сознанию); суждения (предмет утверждается, если он истинен, и отрицается, если он ложен); чувства, стремления (связаны с желанием или нежеланием, обязательно отнесенным к какому-либо предмету).

Э. Гуссерль заимствовал понятие интенциональности сформулированное Брентано, однако уточнил его. В рамках понятия об интенциональности Гуссерль предложил чётко разделять имманентный сознанию интенциональным акт, который он назвал «ноэзой», и также имманентный[89] сознанию интенциональный предмет, «ноэму». Ноэтический момент интенциональности или ноэза есть осмысливающая направленность сознания на объект, который, в свою очередь, как носитель мыслимого содержания есть ноэма.

С точки зрения феноменологии, сознание не находит предметы мысли, а конструирует, или, как говорят феноменологи, конституирует их. Интенциональный акт – ноэза – это акт придания предмету определенного смысла. Смысл – это то значение или, другими словами, то содержание, которое имеется в виду. В частности, в случае формально-рационального мышления, которое рассматривается в логике, можно говорить о смысле понятия, суждения и умозаключения. Смысл понятия – это его содержание или мыслимые признаки. Например, смысл понятия «стол» раскрывает следующие мыслимые признаки: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо».

Один и тот же объект, например, город Российской Федерации «Санкт-Петербург» можно мыслить совершенно по-разному, думая об одних или других его признаках. В частности, его можно мыслить как «город, где находится Конституционный суд РФ», как «город, где расположен памятник «Медный всадник» скульптора Фальконе», как «место, где я учился», как «Северную столицу России», как «Некогда великий город ныне с провинциальной судьбой» и т.д. «Ноэмой» в данном примере будет понятие «город Российской Федерации «Санкт-Петербург» (т.е. то, что мы думаем именно об этом городе, а не, допустим, о Москве), а «ноэзой» – то, как именно мы о нем думаем, на какие именно признаки направлено наше внимание (думаем о городе в связи с Конституционным судом, «Медным всадником» и т.д.).

Смысл суждения состоит в утверждении или отрицании связи между его элементами – субъектом и предикатом. О процедуре интенционального конституирования смысла можно говорить не только в связи с формально-рациональной деятельностью сознания (логика), но также в связи с этико-эстетическими представлениями и оценками, категориальным аппаратом какой-либо сферы знания, а также в связи с картиной мира, в рамках какого-либо мировоззрения. В частности, в случае эстетического отношения конституируемый смысл выражается в таких оценках предмета созерцания, которые переживаются, допустим, как чувства «прекрасного» или «безобразного».

Хотя деятельность сознания интенциональна, однако, само оно может и не знать об этом. Если это так – значит, сознание находится в т.н. «естественной установке». Находится в естественной установке – значит воспринимать мир («мир», в данном случае, – это вообще всё, о чем можно знать что-либо) как нечто готовое, раз и навсегда установленное и поэтому кажущееся «объективным». С точки зрения феноменологии, естественная установка это наивный взгляд на мир, который верит, что вещи в их отношениях существуют вне нас как что-то готовое. Находится в естественной установке – значит думать, что все смыслы уже определены, что всё, в том числе, люди, общества, положения дел и т.д. уже существует как что-то известное и оно уже наделено соответствующими ценностными характеристиками.

Феноменология видит свою задачу в разоблачении наивности естественной установки, которая может быть осуществлена при помощи специфической процедуры, которая называется «феноменологической редукцией». Смысл этой процедуры состоит в том, что необходимо отказаться от некритического принятия готовых и еще не осознанных суждений о внешнем мире. «Внешний мир» – как мы уже говорили – это всё множество уже готовых, ранее сформулированных идей и способов интерпретации действительности.

Следует заметить, что феноменология вовсе не утверждает, что внешнего мира нет или, что уже готовые способы его интерпретации являются ложными. Она как раз не знает этого и поэтому предлагает воздержаться от принятия готовых суждений относительно мира, для того чтобы их проверить. Возможность проверки этих суждений связана с тем, что они являются продуктами деятельности других сознаний. Если это так, то тот, кто обладает собственным сознанием – тем орудием, которое и конституирует внешний мир готовых интерпретаций – вовсе не обязан соглашаться, брать на веру то, что создали другие, так как он сам может посредством своего сознания попробовать удостовериться, проверить, действительно ли дело обстоит так, как об этом говорят другие.

Цель феноменологической редукции можно разъяснить следующим образом. Допустим, в рамках теории права утверждается, что существуют т.н. «естественные права», а в рамках естественнонаучных представлений говорится, что существуют мельчайшие, далее неразложимые частицы материи. С точки зрения феноменологического подхода нельзя ни соглашаться, ни не соглашаться с этими утверждениями, но их надлежит проверить. Дело в том, что и концепция «естественного права» и теория о существовании мельчайших частиц – это определенные идеи, представления, которые были сформулированы человеческим умом. Процедура проверки этих представлений состоит в повторном осознании тех мысленных процедур, которые привели к их появлению. Ведь, с точки зрения феноменологии, как мы уже говорили, любые идеи и представления – это не то, что существовало всегда, но смыслы, которые создаются человеческим сознанием в процессе его деятельности. Если это так, то, следовательно, можно говорить о каких-то мотивах и других предпосылках, например, о других, возможно, более общих представлениях, которые и привели к формулировке тех идей, достоверность которых мы хотим проверить. Проверить эти представления – значит попытаться самому осуществить тот ход мысли, который был проделан ранее. В результате этой процедуры, возможно, мы поймем, как они возникли и решим, являются ли они истинными, но, возможно, будут обнаружены и ошибки[90].







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия