Prestissimo Л. Бетховен. Соната № 5, ч, IV
_______ 1 _____ _____ 1 ____ ___________ 2 __________ Здесь приведено одно предложение периода. Во втором использована та же структура суммирования. Структура суммирования в музыке играет большую роль, так как дает возможность отразить характерный логический прием, заключающийся в изложении начальной мысли, ее несколько видоизмененном повторении и выводе, обобщении. Иногда в музыке встречается разновидность структуры суммирования — так называемое двойное суммирование: 1 + 1 + 2 + 4: 271 Andante non tanto П. Чайковский. «Нет, только тот, кто знал…»
_____1__________1_____________2_______
_________________________4________________________ Противоположной суммированию является структура дробления, где за изложением более длительного построения следуют вдвое менее протяженные: 272 [Allegro molto moderato] Ж. Бизе. Оп. «Кармен» _________________________2__________________________
___________1______________________1___________
Эта структура противоположна суммированию и по логическому смыслу. Ее можно уподобить сообщению какого-либо положения, после чего излагаются детали, подробности. В словесной речи аналогичны фразы, включающие двоеточие, после которого следует перечисление деталей. Структура дробления характерна для песенной музыки, особенно для припевов в песнях. Разновидностью дробления является двойное дробление (4 + 2 + 1 + 1) Наиболее логически емкой оказывается типичная для профессиональной музыки структура дробления с замыканием (или дробления с суммированием). В мотивно-тактовом выражении она выглядит так: 2+2+1 + 1 + 2. Начальная периодичность 2 + 2) выполняет ту же роль, что и начальная периодичность в структуре суммирования, то есть роль изложения какого-либо логического положения и его несколько измененного повторения следующее далее дробление (1 + 1) выделяет ту или иную деталь и разъясняет ее посредством точного или варьированного повторения, после чего следует общий вывод, завершающий изложение мысли:
|