Разрешение квартовых септаккордов
Квартовые септаккорды применяются чаще в своем основном виде (то есть когда образующие их звуки расположены по квартам), и наиболее употребительным из них является малый квартсептаккорд. Как и всякий другой аккорд, он имеет свои обращения, но поскольку квартсептаккорд трехзвучен* [Иногда в нем удваивается (точнее, дублируется октавой выше) нижний тук, в результате чего возникает реальное четырехголосие, но трезвучная природа квартового септаккорда от этого не нарушается.], то обращений у него только два, о которых было сказано выше (см. стр. 155, пример 211). Здесь лишь отметим, что квартсептаккорд бывает разных модификаций (малый, большой с тритоном — ув. 4 — внизу или вверху), отчего и внутренняя структура их обращений будет соответственно меняться. Например: 244 б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2
б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2 Малый квартсептаккорд в натуральном мажоре может быть построен на II, III, V, VI и VII ступенях, а в натуральном миноре — на I, II, IV, V и VII ступенях (то есть там, где встречаются малые септимы). Большой квартсептаккорд с тритоном (ув. 4) внизу строится на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора, а большой квартсептаккорд с тритоном вверху строится на I ступени натурального мажора и III ступени натурального минора (то есть там, где находятся большие септимы). Разрешение квартсептаккордов производится (как и обычно) на основе ладофункциональных связей и тяготений. Например: 245 II7/4 T6 III7/4 T6 V7/4 T(-5) V7/4 T6/4 VI7/4 T(-5) VI7/4 T VII7/4 T 246
Обращения квартсептаккорда используются значительно реже, а разрешаются по тем же принципам, что и основной вид (разумеется, с учетом конкретных условий)* [Предлагаемые разрешения квартовых септаккордов используются и в музыкальной литературе (см. пример 216). Однако, будучи характерными для современной музыки, квартсептаккорды могут иметь и иные («ненормативные») разрешения.]
|