Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

До минор ля минор фа-диез минор ми-бемоль минор





ум. VП7 ум. VП6/5 ум. VП4/3 ум. VП2

Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением. Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический аккорд:

(ум.) VII7 — D6/5 — (T)

(ум.) VII6/5 — D4/3 — (T)

(ум.) VII 4/3 — D2 — (T6)

(ум.) VII2 — D7 — (T).

234

(ум.)VII7 D6/5 (T) (ум.)VII6/5 D4/3 (T) (ум.)VII 4/3 D2 (T6) (ум.)VII2 D7 T

Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени* [В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).

Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами. Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами. Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники. Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники. Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники. Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.

Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:

Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд разрешается в тонику. Например:

236

II7 D II6/5 D II4/3 D II2 D6

Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.

Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения. В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда — через одно обращение по сравнению с септаккордом II ступени, — который затем и разрешается в тонику по известным уже правилам.

Схематически это выглядит так* [Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:

II7 — D4/3 — (T)

II 4/3 — D2 — (T6)

II4/3 — D7 — (T)

II2 — D6/5 — (T).

237

II7 D4/3 T II6/5 D2 T6 II4/3(Г) D7 T II2(Г) D6/5 T

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.

Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1942. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия